Правительство Москвы слишком увлеклось высокозатратными проектами вроде строительства дорог и метро, и не выполняет обязательства перед москвичами – к такому выводу пришел Уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский, посетив голодовку многодетных семей, которых обманули с жилищными субсидиями. Партия «ЯБЛОКО» предоставило для голодовки свой офис. Многодетные родители не принимают пищу уже 13-й день.
А. Музыкантский, Е. Мальдон, О. Рыжкова
Двое из трех многодетных родителей, которые продолжают держать голодовку, – Екатерина Мальдон и [ИМЯ УДАЛЕНО] – москвичи. Третья голодающая – Оксана Рыжкова - из Набережных Челнов. Пойти на крайние меры их вынудили жилищные проблемы, которые власти отказались решать. В Москве это проблема с жилищными субсидиями, которые закончились сразу после выборов. Многодетная семья из Набережных Челнов больше не может ютиться в маленькой комнатушке аварийного общежития. 12 декабря голодовку начали 7 человек, однако остальные по состоянию здоровья вынуждены были от нее отказаться.
Омбудсмен, обеспокоенный ситуацией с голодающими, приехал в офис партии «ЯБЛОКО» на северо-западе Москвы в воскресенье днем и провел там полтора часа.
«Правительство Москвы не выполняет перед своими гражданами обязательства, которые следуют из законодательства», - прокомментировал итоги встречи А. Музыкантский. По его словам, в жилищной очереди в Москве стоят 400 тысяч человек. Как следует из распоряжения Департамента жилищной политики, в 2012 году планировалось расселить лишь 6400 семей. «Допустим, по 4 человека в семье, 20 тысяч человек. Если разделить это количество на 400 тысяч, значит очередь будет существовать еще 20 лет, при том, что некоторые семьи стоят в ней с 1987 года, - отметил омбудсмен. - Дошло до того, что формируются отдельные очереди из первоочередников».
«Правительство Москвы слишком увлеклось высокозатратными, тоже необходимыми городу, расходами на строительство дорог, станций метро. Это тоже нужно, но ими заниматься приятнее – это не люди, это объекты», - сказал А. Музыкантский. Он выразил уверенность в том, что средств на решение проблем, с которыми столкнулись голодающие многодетные семьи, выделяется недостаточно, и призвал власти пересмотреть политику в этой сфере.
Такую же оценку ситуации дал лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин. В обращении к мэру Москвы Сергею Собянину с требованием выплатить положенные семьям субсидии он писал: «Социальные затраты бюджета не были должным образом спрогнозированы, что, впрочем, не помешало городским властям выделить огромные бюджетные средства на бездумное дорожное строительство: провальный проект расширения Комсомольского проспекта, скандальные расширения Щелковского и Ярославского шоссе без проведения публичных слушаний, непродуманные проекты по Кутузовскому дублеру, бесчисленные вырубки зеленых насаждений вдоль транспортных магистралей».
Среди причин ситуации с субсидиями Уполномоченный по правам человека в Москве также выделил бюрократическую чехарду. «У чиновников Департамента жилья и Департамента имущества разные сведения, даже друг с другом арифметически не состыкующиеся», - недоумевал А. Музыкантский. Такие несоответствия, когда «то пропадает, то появляется полторы сотни семей», свидетельствуют о том, что «нет единой политики, единого руководства и единой практики», считает правозащитник.
Совместно с Уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным они подготовят обращение на имя мэра Москвы С. Собянина и президента страны Владимира Путина. «Потому что одно дело говорить в послании Федеральному собранию, делайте семью из 5 человек стандартной и массовой, другое – создавать для этого условия», - подчеркнул омбудсмен.
Напомним, в начале 2012 года всех многодетных очередников Москвы пригласили за жилищными субсидиями, положенными по закону. Однако уже в начале июня выплаты были прекращены. С тех пор родителям из всех органов государственной приходят лишь дежурные отписки.
Новохорошевский проезд, д.20 - офис северо-западного отделения партии, где проходит голодовка
У Екатерины Мальдон четверо детей от 2 до 12 лет. В своей собственной комнате в коммуналке они жить не могут, поскольку здание находится в аварийном состоянии: в местах общего пользования проваливается пол, осыпается штукатурка, на стенах плесень. Соседи – алкоголик и его престарелая, выжившая из ума мать, которая нередко забывает выключить газ на кухне. Поэтому Е. Мальдон приходится снимать квартиру, на что уходит большая часть семейного дохода.
Получить субсидию она не успела из-за самих же чиновников. Ей сказали доказывать через суд, что развод не ухудшил ее жилищные условия, хотя решение об этом было вынесено, когда Е. Мальдон вставала в очередь на жилье. «Мне сказали – а теперь принеси такое же судебное решение для субсидии, - вспоминает многодетная мать. – Вопреки решению Конституционного суда у чиновников для нас презумпция виновности. Это они обязаны доказывать, что развод ухудшил мои жилищные условия». Положенной субсидии Екатерине с ее четырьмя детьми хватило бы на двухкомнатную квартиру на окраине.
За 12 дней голодовки Е. Мальдон потеряла 12 килограмм, говорит тихо и не может нагнуться – боится потерять сознание.
У 26-летнего [ИМЯ УДАЛЕНО] тоже четверо детей (старшему 9, младшему 1 год). Все они не могут жить в 18-метровой комнате квартиры родителей Константина, поэтому вынуждены снимать жилье. «Эти деньги могли бы уходить на детей, на их лечение. Один ребенок у меня инвалид», - говорит [ИМЯ УДАЛЕНО]. Он потерял 6 килограмм и выглядит очень плохо – лицо осунулось, выступили скулы, под глазами синяки. Жалуется на головную боль и боль в животе.
Но тяжелее всего приходится Оксане Рыжковой из Набережных Челнов. Это ее пятая голодовка. Четыре дня из этих 12 она не принимала даже воду, но потом решила все-таки пить – своим пяти детям она нужна живой. В представительстве Татарстана в Москве даже отказались принимать уведомление о голодовке, а по телефону сказали: «У вас слишком бодрый голос, ничего с вами не сделается, выживете и поедете домой».
О. Рыжкова встала на очередь в 2003 году, с рождением пятого ребенка ее перевели в льготную очередь. Но когда Оксана стала бабушкой – старшая незамужняя дочь Оксаны родила ребенка – ее лишили жилищных льгот. По региональному закону, родившие дети считаются выбывшими из жилья, даже если продолжают проживать вместе с матерью.
Оксана Рыжкова
Всемером они живут в комнате аварийного общежития, и хотя исправно платят, долг за коммунальные услуги превышает уже 100 тысяч рублей. Оксана опасается, что весной их большая семья может оказаться на улице.
От 12-дневной голодовки многодетная мать чувствует себя неважно. Потеряла 6 килограмм, из-за слабости спит по 15 часов в сутки. Впрочем, собственное здоровье ее не очень беспокоит. Она переживает, что вынуждена голодать, чтобы добиться квартиры, вместо того, чтобы заработать детям на подарки к Новому году.