«Нужны ли женские квоты в партийных списках» - так называлась дискуссия, прошедшая в рамках Московского партийного форума 16 июня в офисе «ЯБЛОКА». Требование введения женских квот в партийных списках было принято отчетно-перевыборной конференцией Гендерной фракцией РОДП «ЯБЛОКО», прошедшей в марте 2011 года.
Председатель Гендерной фракции Партии, Первый зампред Московской организации Галина Михалева, в своем вводном докладе обосновывала необходимость введения гендерных квот задачами ликвидации дискриминации женщин и увеличения их представительства в органах власти.
Член регионального совета Московского регионального отделения, профессор Андрей Акопян высказывал сомнения в необходимости введение преимуществ для одной группы членов партии за счет других. «До представительства во власти нужно дорасти,» - полагает он. Андрей Акопян сомневался, что это увеличит электоральную поддержку «ЯБЛОКА».
Председатель Московской Гендерной фракции, зампред Московской организации Зоя Шаргатова была удивлена такой гендерно неравновесной оценкой, и выразила сомнение в целесообразности дискуссии при таком отношении к женщинам. Она подчеркнула, что системные проблемы в области воспитания, образования, женской занятости можно будет решить только если число женщин в органах власти существенно увеличится, а без квот в существующей избирательной системе это невозможно.
В бурной дискуссии мнения участников и участниц разделились. Мужчины, включая члена московского регионального совета Константина Петросяна, скептически относятся к женским квотам в списках, считая, что это нарушает принцип равных возможностей и позволят выдвинуть не самых квалифицированных кандидатов. Присутствующие женщины, включая зам. председателя Гендерной фракции Марину Сергутину и ответственного секретаря Майю Завьялову, горячо отстаивали необходимость перехода к квотному принципу.
В заключении участники и участницы дискуссии согласились с тем, что проблема ликвидации дискриминации женщин – проблема комплексная, имеющие глубокие корни в традициях и культуре и требует дополнительных усилий помимо введения квот, в том числе – в воспитании и образовании.