Издание the Smart Power Journal опубликовало статью лидера фракции либералов и демократов в Европейском парламенте, бывшего премьер-министра Бельгии Ги Верхофстадта, посвященную защите прав данных людей в цифровом пространстве. Заместитель председателя партии «Яблоко» Александр Гнездилов написал предисловие к статье. Представляем его полную версию.
Технический прогресс дал людям не только возможности и бОльшую свободу, но и породил новые угрозы для гражданских прав и частной жизни. Почти каждодневно предоставляя цифровые данные о себе другим людям (представляющим государство или частные компании), мы все открыты гораздо больше, чем когда-либо прежде. На примере той же Системы социального рейтинга в Китае мы видим, что эта открытость с легкостью оборачивается тоталитарным контролем над личностью и цифровой диктатурой. Сценарии Оруэлла и голливудской фантастики прямо сейчас, на глазах человечества, становятся мрачной былью.
Основные риски для гражданских свобод (в том числе и в онлайн-пространстве) в таких странах, как современные Китай или Россия, исходят от государства (или, точнее говоря, от правящих элит, присвоивших государство себе). Этот конфликт вполне укладывается в привычную для либералов схему борьбы личности и государственной машины. Однако ситуация на Западе менее тривиальна. Здесь, например — в США, угроза слежки за человеком или злоупотребления его персональными данными может исходить как от госструктур, так и от частных компаний. Они могут продать Ваши личные данные тем или иным политикам просто в рамках своей экономической деятельности.
Такой вопрос существует и для России: мы видели метаморфозу ВКонтакте после ее вынужденной продажи Павлом Дуровым. Что, кроме доброй воли, мешает тому же Дурову в какой-то момент продать Telegram бизнесу, связанному с каким-либо авторитарным режимом? И что будет после этого с данными людей? И что сейчас, кроме честного слова создателей, гарантирует, что данные людей на тех или иных онлайн-сервисах используются должным образом?
На первый взгляд, для либералов здесь возникает сложная проблема. Как сдерживать, например, ханжество внутренних правил Facebook, ведущих к цензуре, если речь идет о работе частного предприятия? Как исключить манипуляции с данными пользователей, которые социальные сети предоставляют рекламодателям, в том числе политическим — как произошло с компанией Cambridge Analytica в ходе кампании Трампа и агитации за Брекзит? Ведь всякое лишнее вмешательство государства в экономическую свободу должно, по расхожему представлению, рассматриваться либералами как строго нежелательное.
Между тем, если мы, как либералы, полагаем, что государство не является какой-то особой субстанцией, а представляет из себя всего лишь группу людей, нанятых налогоплательщиками для выполнения определенных функций — то и описанная выше дилемма оказывается мнимой. Как государственные, так и бизнес-структуры представляют из себя сообщества отдельных индивидов, которые равно должны соблюдать права и свободы других людей. Экономическая свобода одного заканчивается там, где начинаются права другого человека.
Вопрос в том, как воплотить этот идеал на практике максимально полно. Так же, как внутри государства мы применяем разделение властей, чтобы защититься от произвола бюрократической машины — так и для защиты своих цифровых данных мы должны добиваться соблюдения закона и от государственного аппарата, и от могущественных частных групп. Необходим как гражданский контроль над ними, так и система взаимных сдержек и противовесов. Это своего рода аналог трехсторонних переговоров по социально-экономическим вопросам между бизнесом, профсоюзами и правительством.
Однако требуется и более фундаментальный подход к проблеме. Известный политик и правозащитник, бывший министр внутренних дел ФРГ Герхарт Баум вместе с группой коллег обратился в Федеральный конституционный суд Германии, чтобы оспорить законность так называемых «онлайн-обысков». В 2008 году суд вынес решение в пользу Баума и его соратников, установив в своем решении новое конституционное право — «на обеспечение конфиденциальности и целостности информационно-технических систем».
Недопустимы отчуждение цифровых данных, утрата человеком контроля над ними в пользу других лиц — не важно, предпринимателей или госслужащих. Речь о ситуациях, когда Вы не решаете, кому и какая информация о Вас передается частным бизнесом. И речь о ситуациях, когда государство, как это произошло в России, объявляет гражданина и его данные своей собственностью — и потом требует, не спрашивая Вас самих, хранить Ваши данные строго на подконтрольной себе территории, что называется — под рукой. Приходит время для разработки международных соглашений, признающих и защищающих это новое конституционное право во всех странах мира для каждого человека.
Статью Ги Верхофстадта можно прочесть в Smart Power Journal