Зампред партии «Яблоко» Александр Гнездилов выступил одним из экспертов в программе «Лицом к событию» на «Радио Свобода». Политик ответил на вопросы ведущей Елены Рыковцевой о формировании обоймы кандидатов на президентский пост, процессе сбора их штабами подписей, а также о том, почему все кандидаты равны, но кто-то ровнее.
Елена Рыковцева: Почему вы не собираете подписи для своего кандидата, Александр? Я не вижу этого в федеральном эфире. Где ваши штабы, где ваши инициативные группы?
Александр Гнездилов: На самом деле мы прекрасно понимаем, видим по картинке информационной, еще начиная с 2000 годов, что у нас все кандидаты равны, а некоторые равнее. Кто-то освещается только в рамках дебатов, которые подчас проходят в 7 утра или в то время, когда люди еще на работе, а кто-то освещается с утра до ночи, не уходя в отпуск, в рамках выполнения своих непосредственных обязанностей. Собственно говоря, мы знали, на какие условия мы идем – это ожидаемая вещь. Поэтому это не мешает нам спокойно продолжать свою работу, сейчас у нас больше половины от необходимого числа подписей, мы движемся быстрее, чем ожидалось, у нас сейчас больше 55 тысяч подписей.
Елена Рыковцева: Когда вы начнете протестовать, что эти неравные условия, уже созданные изначально, начиная с новогодних праздников уже вас отмели?
Александр Гнездилов: Мы не можем начать, потому что мы не заканчивали это делать. Это то, о чем «Яблоко» говорит систематически.
Полная версия эфира
Елена Рыковцева: Будет ли еще больше, исходя из тех фамилий, которыми мы сегодня оперируем, вроде Антона Бакова? Титов собрался? Мы видим их не в качестве зарегистрированных претендентов, мы видим, что ЦИК согласился с тем, что они соберут подписи, это когда ему разрешают открыть свой счет, когда ему разрешают назначить финансового представителя специальным постановлением ЦИКа. Вы считаете, что пять и всё или кого-то вы видите еще из тех, кому разрешено участвовать на этапе?
Александр Гнездилов: Я не берусь прогнозировать, но если судить по тому, что сообщают в социальных сетях представители наших региональных отделений, когда они выходят на улицы собирать подписи, то они как раз видят, кроме тех, кто выдвигается без сбора подписей, тех же кандидатов, о которых сказал Александр Морозов (Путин, Грудинин, Жириновский, Собчак – прим.). Кое-кто встречает в некоторых регионах сборщиков подписей Путина, хотя далеко не везде, и сборщиков Собчак иногда встречают. Собственно, можно сказать, что эти кандидаты реально собирают подписи. Когда, например, Борис Титов написал в Фейсбуке, что для него собирают подписи волонтеры без денег и что собрано уже достаточно большое число подписей, у меня как раз этот способ, что якобы существует некая сеть волонтеров, которые занимаются этим абсолютно бесплатно, вызывает некоторое удивление и отчасти недоверие. Поэтому я бы сказал, пять-шесть тех, кого обозначил Александр Морозов, и возможно, еще Борис Титов, но это будет при таком сборе подписей политическое решение.
Елена Рыковцева: Владимир Путин все время отбивается от партии «Единая Россия». Когда мы видим документы Центральной избирательной комиссии, совершенно бестолковый сайт, в котором нет ничего, кроме каких-то документов разрозненных, я вижу следующую штуку – назначение финансового уполномоченного от Владимира Путина. Предлагается зарегистрировать человека по фамилии Орлова Наталья Алексеевна. Тут не написано, кто этот человек, но мы открываем сайт «Единой России», и оказывается, что Орлова Наталья Алексеевна – это заместитель руководителя «Единой России», главная по финансам «Единой России». То есть финансированием избирательной кампании Владимира Путина будет заниматься главный финансист «Единой России». Почему они не хотят скрыть такую связь финансов Путина и «Единой России»?
Александр Гнездилов: Они просто уверены, что эта информация не выйдет за пределы радиостанции Свобода, Фейсбука, может быть, еще нескольких средств массовой информации. Те зрители Первого, Второго канала и других телеканалов, которые слышат о том, что Владимир Путин кандидат от народа, не услышат этой информации. Поэтому задача заключается в том, чтобы создавать новые каналы, задача для оппозиции, прихода к массовому избирателю за пределами существующих сегодня остающихся независимыми средств массовой информации.