Старт своей президентской кампании дал в Томске Григорий Явлинский, председатель Федерального политического комитета партии «Яблоко». Он участвовал в выборах в уже далеком 1996-м. Лучший его результат — почетное третье место на выборах 2000-го. Но вот на последних выборах он кандидатом так и не стал.
- Григорий Алексеевич, почему вы начали с Сибири? Почему в Томске, по сути дела, объявили о начале своей президентской кампании?
- А потому что это и есть Россия. Настоящая Россия. Томск — совершенно замечательный город. Кроме того, один из важных элементов моих предложений по экономической политике — изменение структуры распределения бюджета. Представляете, Томск 67-68% налоговых доходов передает в Федерацию, а у него остается порядка 27%. А на муниципальном уровне — 3%. А я считаю, что должно быть как исходная база 33% для начала хотя бы. Посмотрите, какой замечательный город! Но как непросто там люди живут. Вы знаете, сколько жителей Томска имеют природный газ в нашей сверхэнергетической державе? 8% томичей имеет. А там труба проходит рядом. А куда ее ведут? В Китай.
- Как давно был первый поход в президенты? 1996 года?
- Да.
- Потом 2000-й — лучший результат, третье место.
- Да.
- В принципе, все медали в копилке есть, зачем еще раз?
- Политику надо менять. В тупик страна идет.
- Даже несмотря на крах либеральной идеи, который, к сожалению, произошел?
- Не важно, какой идеи, важно, чтобы у страны не было краха, а она движется в тупик. Такая экономики и такая экономическая политика ведут к бедности. Страна находится в изоляции. Надо прекратить участвовать в гражданской войне в Сирии. Это бессмысленное болото, из которого потом Россия будет десятилетиями вылезать. Такая политика меня не устраивает, ее надо менять.
- Просто сказать, что не устраивает, а что должно быть в таком случае?
- Должен быть мир с Украиной. Надо прекращать войну с ней и пропаганду ненависти. Нужно, наконец, сделать так, чтобы предпринимательство в России было не 16% занятых, а хотя бы 60. Нужно сделать так, чтобы доверяли власти.
- Куда уж больше доверять? Рейтинг — под 80%.
- Ну, да, это как рейтинг кильки в томате в магазине, где больше ничего не продается, - что есть, то есть. Кстати, это рейтинг доверия не государству, а персоне.
- Путину?
- Да. Которая единственная.
- Вы так про Украину говорите, не будучи ли уроженцем Львова?
- Я уроженец Советского Союза. Мне вся моя страна очень дорога. Вот поэтому я так и говорю. Какая разница? И вы должны так говорить про Украину, потому что вы – уроженец, не знаю, Москвы, например.
- Что у вас по Крыму?
- С Крымом все довольно плохо, потому что никто в мире не признает то, что было сделано в 2014 году. Поэтому нужно провести международную конференцию по Крыму и выработать дорожную карту для решения этой проблемы. Мы являемся страной с непризнанными границами. А я не хотел бы жить в стране с непризнанными границами.
- Давайте о Крыме не категориями территорий границы, а территорией суверенной воли людей. Вы же демократ. И большинство крымчан проголосовали за присоединение к России. А что делать с суверенной волей?
- Надо их попросить в этом случае, чтобы они проголосовали в условиях нормального референдума, который признают во всем мире. Вот и все. Я за то, чтобы Россия перестала быть объектом санкций со стороны всех стран на свете. Сколько это может продолжаться?! Это будет иметь очень серьезные отдаленные последствия.
- Вечная тема – единство и разрозненность наших демократических сил. Сколько копий сломано...
- Прекрасно. Иные демократические силы в России присутствуют в вашей студии.
- На либеральном фланге у вас объявилась конкурентка — Ксения Собчак.
- Она кандидат против всех. А я кандидат за всех.
- Помнится, вы вместе стояли на Болотной на трибуне.
- На Болотной почти миллион человек стоял, что было очень правильно. Вот тогда был первый сигнал, что политику нужно менять. А вместо этого людей начали сажать. Появились политические заключенные. Это очень плохо.
- Кого вы воспринимаете в качестве конкурентов? Против кого вы будете бороться?
- Против Владимира Путина. Больше у меня конкурентов нет.
- С его 80%?
- С его 90%, 146%. У него примерно 146%. Я с ними и буду бороться.
- Мы говорим категориями президентских выборов. Понятно, что они ближайшие. Но если посмотреть на выборы думские, то не ах была история демократов.
- Я бы так сказал, что у страны была история не ах. Мы, пользуясь случаем, хотим поблагодарить наших избирателей. У нас больше миллиона человек проголосовали за нас. Миллион граждан России, которые умеют отличать правду от лжи в наших условиях, — большое достижение. И «Яблоко» очень бережет своих избирателей и очень им рады.
- Какую планку вы ставите на президентских выборах?
- Моя главная цель, чтобы изменилась политика в России. Проценты в данном случае не играют роли. Поэтому по процентам судить о выборах нельзя. А вот если начнет меняться политика, если будут внесены коррективы в экономическую, внутреннюю и внешнюю политику, мы уйдем от санкций, от краха внешней политики. Произойдет нормализация отношений с ближайшими соседями, с миром. Опять возникнет институт частной собственности, которую нельзя перераспределять и отбирать. Возникнет конкуренция, источники финансирования, появления новых технологий. Вот это и будет главный результат.
- Вы еще не кандидат в президенты, но кандидат в кандидаты в президенты с юридической точки зрения?
- Совершенно верно.