Статья члена регсовета Московского отделения «ЯБЛОКА» Кирилла Гончарова в «Независимой газете»
В современной России не работают демократические институты, ограничена политическая мобильность, выборы фальсифицируются. В любой стране мира и во все времена авангардом перемен была молодежь. Но я не хочу сейчас отделять молодежь от общества в целом. Власть отстранила всех нас от принятия любых, даже самых незначительных решений.
Я как человек, родившийся в новой России – после распада Союза, – не понаслышке знаю об отношении государства к людям моего поколения. Здесь коренится причина скептического отношения и к партиям, и к политике в целом. Подобное отношение к политической деятельности было и у меня.
Мой приход в политику и в «Яблоко» был реакцией на несправедливость, когда публично стал известен факт фальсификации на выборах в Московскую городскую думу. Тогда на участке, где голосовал Сергей Митрохин с супругой, «Яблоко» получило ноль голосов. Меня возмутила такая откровенная и наглая ложь. Я не хотел вступать в какие бы то ни было партии, но не поддержать «Яблоко» в тот момент я не мог. Чувство солидарности взяло вверх над нежеланием формального членства в организации, именно поэтому в 2009 году я примкнул к партии Григория Явлинского.
Закупорка реальных каналов коммуникации общества и власти, подмена ее пропагандой, ситуацией, когда даже за мирный и неполитический протест люди могут оказаться под машиной репрессий, негативно сказалась на активности граждан. И выгода власти от этого очевидна. Нет ничего более простого, чем управление «уходящим народом» – людьми, которые отказываются от выборов, пока те еще институционально существуют, людьми, которые смотрят отечественные ток-шоу, где поднимаются любые проблемы, кроме очевидных и необходимых для обсуждения, – ЖКХ, коррупция, социальная несправедливость. У нас замечательные и талантливые люди, но в ситуации, когда «замыливаются» все реальные проблемы и создается «альтернативная реальность», очень сложно вычленить, где правда, а где ложь, где хорошо, а где плохо. Что я могу сказать точно – люди, родившиеся и формирующиеся как личности после выборов 1996 года, уже не видели и не застали такого понятия, как честные выборы, не знают, что такое независимые СМИ и реальная борьба за свои права.
Люди очень хорошо чувствуют ложь. Не ту ложь, что несет пропаганда (от нее, к сожалению, прививки не существует), а именно неискренность власти по отношению к себе. Это доказывают и опросы социологов, недавно причисленных за свои цифры к иноагентам, – Левада-Центр, например, недавно сообщил следующие данные – результаты более чем показательные: 67% считают, что лично президент Путин в полной или значительной мере ответственен за коррупцию, и еще 20% – что он ответственен отчасти. В сумме это дает те самые пресловутые 87% поддержки, которые так любят повторять по телевизору. Столько же процентов, сколько поддерживают Владимира Путина в качестве президента, полностью или отчасти считают, что именно он несет ответственность за коррупцию.
Молодежь чувствует эту неискренность еще сильнее – именно поэтому невозможно быть популистом, коррупционером и привлекательным для молодых людей человеком одновременно. Вся «поддержка» нынешней власти и лично президента строится на тех, кому неинтересно и кто разочаровался.
После ситуации, возникшей в 2009 году, когда я пришел в «Яблоко», отреагировав на несправедливость, я стал активистом и членом партии. Позже, возглавив молодежное «Яблоко», получил бесценный опыт по работе со своими сверстниками. В 2014 году, когда мне было 22 года, партия доверила мне округ на выборах в Московскую гордуму: я был самым молодым кандидатом от «Яблока» и в своем округе занял второе место (23,75%), уступив лишь представительнице «Единой России». В тот момент я почувствовал, насколько благодарен тем людям, что поверили в меня, – тем, кто проголосовал, тем, кто меня выдвинул, тем, кто помогал мне в проведении избирательной кампании. Ребята, пришедшие волонтерами на мою кампанию, увидев, что «Яблоко» выдвигает человека, немногим старше их самих, включились в работу очень активно, и мы не потеряли с ними связь и после тех выборов. Могу точно сказать, что костяк волонтеров в 2016 году на выборах в Государственную думу в Москве (я возглавлял московский штаб и вел одновременно свою кампанию по округу) состоял именно из этих молодых людей. Высокая вовлеченность и заинтересованность их помогли нам достичь хороших результатов – у «Яблока» в Москве было около 9,5%, а у меня как одномандатника – более 11%, вновь второе место после единоросса.
Конечно, не каждый молодой человек, пришедший в «Яблоко», станет кандидатом в Госдуму. Но молодежи всегда есть чем заняться в партии в разных областях политической деятельности. Это и правозащитная сфера – контроль деятельности правоохранительных органов, помощь политзаключенным, экологическая сфера – защита московских парков и скверов, борьба против точечной застройки. В Центре антикоррупционной политики под руководством Митрохина работают молодые люди, которые, несмотря на возраст, смогли остановить коррупционные дела на сотни миллионов рублей.
Сегодня мы активно готовимся к муниципальной кампании – основой кандидатов станут проявившие свои лучшие качества во время кампаний 2016 года ребята. Они на практике получили важный политический опыт организации избирательных кампаний и смогут воплотить его на собственных выборах. И впереди у них, я уверен, долгая электоральная история – региональные и федеральные кампании в качестве кандидатов и организаторов выборов.
Впрочем, «Яблоко» – это не только избирательные кампании, но и, как бы пошло ни звучало, – это образ жизни. Это моральные принципы, некий подход к миропониманию, видение развития страны и оценка нынешней ситуации. Одним из упреков в адрес «Яблока» является якобы отсутствие позитивной повестки и способность лишь критиковать, не предлагая ничего взамен. Ситуация обратная: мы боремся за то, чтобы сделать Россию сильной и современной страной, выступаем за европейский путь, рыночную экономику и честную политику. Именно это и привлекает моих сверстников.
Но есть и те, кому с «Яблоком» оказывается не по пути. Те, кто приходят за теплыми местами, в надежде получить пост или высокие доходы. Но, как говорит Григорий Явлинский, «Яблоко» – это не трамвай, которой привозит в кресло депутата». А те, кто остались в «Яблоке», осознав это, – ценны вдвойне. Ведь это те люди, которые пришли бороться за свои моральные установки, за идеалы: сохранили в себе людей. Например, два из трех нынешних заместителей председателя партии – Николай Рыбаков и Александр Гнездилов – пришли в «Яблоко» в 16 и 18 лет соответственно. В свои 37 и 30 лет они занимают ключевые посты в руководстве партии и приобрели федеральную известность в демократически настроенных слоях общества. Это ли не пример роста в организации, которую зачастую упрекают в несменяемости лидеров?
Надо признать, что в условиях современной России рассказать широким массам о «Яблоке» бывает достаточно проблематично: на федеральных эфирах в перекрикиваниях оппонентов свою позицию и идеалы не изложишь, акции партии чаще всего не освещаются в популярных СМИ, и путей для диалога с избирателями остается всего ничего. Можно сказать, что наше время – избирательная кампания: те 1,5 минуты на федеральных каналах в дебатах, когда можно высказать свою позицию по пути развития страны, или встречи кандидатов с избирателями, которые пока еще не запрещены законодательно.
Резюмируя все вышесказанное, хочу отметить следующее: несмотря на стереотипы об электоральных установках, что за молодых не голосуют и поддержка нынешней власти превышает все разумные пределы, мой личный опыт в политике доказывает, что это совсем не так. Голосуют, интересуются, поддерживают и помогают. Важно делать то, чего так не хватает нынешнему режиму – честно и искренне разговаривать с людьми. Ведь тотальная ложь в итоге и погубила когда-то Советский Союз.