22 декабря 2016
«Новые Известия», Алексей Голяков

«А гадость пьют – из экономии…»

В Иркутской области срочно введен режим чрезвычайной ситуации. По данным на 20 декабря с.г., скончавшихся от отравления концентратом для принятия ванн «Боярышник» в регионе достигло 52 человек. Почти все пострадавшие проживали в микрорайоне областного центра «Ново-Ленино». Глава областного минздрава Олег Ярошенко сообщил: 20 декабря, по состоянию на 12.00. местного времени, 28 человек умерли в больнице, 24 доставлены в морги. При этом еще 28 пребывают в стационаре, 13 из них находятся в крайне тяжелом состоянии, - не предрекающем, по оценке реаниматологов, шанса избежать летального исхода.

Ситуацию комментирует сопредседатель Союза потребителей РФ, экс- депутат Госдумы РФ, член Бюро партии «ЯБЛОКО» Анатолий Голов:

- То, что произошло накануне (и продолжает происходить) в Иркутске, - случай неординарный. Он не подпадает в рамки «обычного» отравления фальсифицированной спиртосодержащей продукцией. Массовый по сути характер жертв обусловлен куда более глубинными причинами, которые можно было бы охарактеризовать так: в России пьют всё, что булькает, что льётся и что ударяет по мозгам.

И, как нетрудно догадаться, безоглядно пьющие люди не различают для себя 3 категории веществ, которые для них хоть чуть-чуть пахнут спиртом. В итоге – плачевный исход. Первая категория – нормальный алкоголь, прошедший сертификацию (при этом сюда можно было бы отнести и самогон, если он получен по правилам приготовления, он имеет характеристики нормального алкоголя). Вторая категория – это парфюмерные и аптекарские товары. Третья категория – это бытовые химические жидкости.

Если подразделять вторую категорию, - которая, к сожалению, также фигурирует в сводках отравлений, - то часто употребляются, что называется, «не по назначению» одеколон и настойка боярышника. Последний товар, кстати, еще в 90-х годах при попустительстве соответствующих служб был продвинут на рынок небезызвестным бизнесменом Брынцаловым; и продажа данного изделия стимулировала, так сказать, и рост алкоголизма, и тяжелейших отравлений.

Та концентрация спирта, которая в этом напитке (70%), ничего общего не имеет с лечебными показаниями. Сравните – вы принимаете настойку лимонника, валерианы, других препаратов, где также содержится спирт. Но эти настойки употребляют в микроскопических дозах, каплями, а не пьют, - как упомянутый «боярышник». Я вот лично утром принимаю лимонник, - в пропорции 20 капель на полстакана воды.

- Видимо, самая опасная, это - третья категория?

- Опасная для невежд и просто потерявших голову. Бытовая химия, собственно, ни в чем не виновата в лице её производителей, что за неё принимаются токсикоманы или «безбашенные» алкоголики. И в случае с Иркутском дала о себе знать именно эта химия, - концентрат «Боярышник» для растворов ванн, который совершенно непригоден к какому-либо употреблению вовнутрь. В этом же ряду - лосьоны для мытья автомобильных стёкол, гели для очистки сантехники, и т д. Некоторые неразборчивые, мягко говоря, иркутяне добровольно перед Новым годом совершили акт самоубийства, поднеся к своему рту жидкость, которая сходна по своему химическому составу с тем, чем они чистят унитазы.

- Может быть, один из корней беды – то, что подобные химические соединения столь же доступны, как и сам легальный алкоголь?

- Союз потребителей России неоднократно поднимал вопрос об ограничении использования метилового спирта даже в тех в отраслях, - разумеется, никак не связанных с пищевым ассортиментом, потому что метил – это сильнейший яд. И наши эксперты указывали на недопустимо высокое процентное содержание его в очистителях для тех же автомобильных стекол, когда пары от вещества всё равно проникают в салон автомобиля и отравляют и водителя, и пассажиров.

…Стоит заметить: проблема не нова для нашей страны. В советское время я изучал факты употребления вместо алкоголя раствора из клея «БФ». Но сейчас положение усугубляется еще и, согласен с вами, доступностью метилового спирта. Что делает правительство? Оно благими намерениями мостит дорогу в ад, - но не себе, а незадачливым покупателям концентрата для ванн «Боярышник», стремясь выручить - чисто формально – за счет поступлений какие-то лишние деньги в федеральный бюджет.

Однако в итоге повышение акцизов на крепкий алкоголь приводит к тому, что люди начинают пить всякую дрянь. Сейчас можно услышать разные мнения по поводу того, повышать ли или не повышать цены на водку. Кто-то отстаивает точку зрения, что на фоне постоянного роста тарифов и цен на товары первой необходимости (в том числе на хлеб, молоко, мясо, и т д.) было бы неверным, аморальным оставлять цену на сорокаградусный напиток на прежнем уровне. Но все согласны с тем, что для богатого человека сегодня в России водка стоит очень дешево, а для бедного – дорого. Отсюда неудивительно, что у нас в 2014 году, по материалам Роспотребнадзора, от алкогольных суррогатов погибло 45 тыс. человек, - это по сто россиян в день.

Так что более чем наглядна картина из иркутской глубинки – нищета, маргинализация населения вызывают столь печальные последствия, когда, буквально по чёрному юмору из песни Высоцкого, «..гадость пьют – из экономии». Точнее, не из экономии, а просто из беспросветной нищеты, помноженной на школьную неграмотность по химии и биологии человека. Результат – в сообщениях из иркутских больниц и моргов.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Здравоохранение


Все статьи по теме: Здравоохранение