«Яблоко» на выборах 13 сентября выступило увереннее, чем прогнозировали скептики
Результат «Яблока» на выборах 13 сентября 2015 года может показаться скромным. Но в тех условиях, в которых находилась партия (да и страна), этот результат стоит немало.
Набрав на думских выборах 2011 года 3,5% голосов, партия получила право без сбора подписей выдвигать кандидатов на любых региональных и местных выборах следующего цикла. В ситуации, когда «подписной барьер» оказывается для оппозиции трудно преодолимым, это право оказалось ключевым.
На выборах 2015 года «Яблоко» выдвигало кандидатов в семь региональных парламентов: в Новосибирской, Костромской, Воронежской, Калужской, Рязанской, Челябинской областях и Коми, а также в семнадцати «столицах» регионов: Астрахани, Владимире, Воронеже, Иванове, Калуге, Костроме, Липецке, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Орле, Сыктывкаре, Смоленске, Тамбове, Томске, Ульяновске, Ижевске. В Москве, Московской области, Псковской, Мурманской, Красноярском крае и других регионах партия выдвигала кандидатов на муниципальных выборах.
От «Яблока» баллотировались: бывший сенатор и замминистра экономики России Иван Стариков (возглавлял список в Новосибирской области), бывший вице-мэр Томска Василий Еремин, депутат Томской областной думы трех созывов, военный журналист Владимир Долгих, правозащитник Татьяна Котляр из Калуги (которую исключила из своих списков «Демократическая коалиция»), эколог и бывший депутат Костромской областной думы Валентина Ямщикова и другие известные персоны.
Каковы результаты?
С одной стороны, в региональный парламент не прошел ни один из списков партии. Хотя по одномандатному округу в Костромской области выборы выиграл лидер «яблочного» списка Владимир Михайлов, и теперь партия представлена в парламентах шести регионов (Петербург, Карелия, Псков, Калининград, Вологда, Кострома).
С другой стороны, «Яблоко» преодолело «барьер» на выборах в городские думы в трех областных центрах: в Костроме (6,55%), Томске (5,65%) и Владимире (5,5%). А «яблочник» Алексей Колесников победил на выборах в городскую думу еще и в Калуге.
Свои депутаты у «Яблока» будут в двух городах Красноярского края: Железногорске (7,59%) и Шарыповске (6,1%). В Невельском (11%) и Себежском (5,02%) районах Псковской области (депутатами стали 17 «яблочников») и Печенгском районе Мурманской области (9,93%). В Краснокамском муниципальном районе Пермского края (депутатом стала лидер областного «Яблока» Ольга Колоколова) и в городе Красноармейске в Подмосковье (выборы по округу выиграл Валерий Пашков).
И совсем немного «яблочникам» не хватило, чтобы пройти в Иванове (4,29%) и в городском районе Самары (4,1%), в Калуге (3,34%), Электростали (3,21%) и Новосибирске (3,05%).
Да, меньше, чем надеялись, но больше, чем предрекали скептики, причем с двух сторон: и из Кремля, и из лагеря демократической оппозиции, которые, к слову, исходили из одного и того же: «Меморандума», подписанного всеми «яблочными» кандидатами. В нем жестко сказано о неприятии внутренней и внешней политики Кремля, аннексия Крыма названа незаконной, категорически отрицается сталинизм и национализм, а европейский выбор признается не имеющим для России альтернативы.
«С такой позицией у партии нет шансов!», — уверенно предрекали скептики. Оказалось, что шансы есть — даже в условиях пропагандистской истерии на телевидении и объявления всех несогласных «национал-предателями». И был опровергнут пропагандистский миф о том, что оппозиция, не боящаяся перечить власти в принципиальном для нее «крымском вопросе», не пользуется поддержкой населения.
В свою очередь, негативное влияние на результаты «Яблока» оказал другой миф. Почти все СМИ, говоря о выборах, упоминали лишь Костромскую область — единственный регион, где к выборам допустили список «Парнас» (заметим, при помощи «Яблока» — именно представитель партии в ЦИК Елена Дубровина помогла восстановить их на выборах). И говоря об оппозиции на костромских выборах, упоминали лишь «Парнас».
Участие «яблочников» в региональных выборах (в том числе, жесткое противодействие, с которым они сталкивались со стороны властей) просто замалчивалось. В свою очередь, Алексей Навальный и его партнеры по «Демократической коалиции» уверяли (а СМИ это подхватывали), что «демократическую оппозицию допустили к выборам только в Костроме».
В результате в разных регионах многие избиратели с демократическими взглядами не пошли голосовать. Зачем, если оппозиция якобы «не допущена» к выборам и голосовать «не за кого»? Что только и надо было властям, заинтересованным в как можно более низкой явке, чтобы пришли голосовать только управляемые группы населения: военные, бюджетники, пенсионеры — те, кому можно приказать или кого можно заманить подарками.
Даже и в этих условиях «Яблоку» удалось расширить свое представительство. А в Костромской области, куда «Демократическая коалиция», выступавшая под флагом «Парнас», бросила все свои ресурсы и действовала при огромной поддержке независимых СМИ, она набрала меньше, чем «Яблоко», имевшее несравнимо более ограниченные ресурсы и не имевшее никакой медийной поддержки.