1 июля Конституционный суд решит, что выборы Госдумы можно перенести на сентябрь.
Через два (!) дня после рассмотрения на пленарном заседании запроса о конституционности переноса выборов в Госдуму в 2016 году с 4 декабря на 18 сентября Конституционный суд объявит свое решение. Судя по небывалой скорости вынесения вердикта, он, скорее всего, был написан заранее. И не факт, что в стенах Конституционного суда.
Что касается его содержания, то оно очевидно: в ситуации, когда политическое решение властями уже принято, КС должен лишь подобрать для него правовое обоснование. В том, что он справится с этой задачей, сомнений нет — времена, когда правовая позиция КС расходилась с политической позицией Кремля, остались в далеком прошлом.
Аргументы в пользу переноса, звучавшие на заседании КС 29 июня, уже не раз озвучивались его лоббистами, но убедительнее от этого не стали.
Представитель инициаторов запроса — член Совета Федерации и председатель комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас, — объяснял судьям, что пятилетний срок работы Госдумы, установленный в Конституции, реально не соблюдался: разница между днем выборов и окончанием 5-летнего срока составляла от двух до двенадцати дней. Раз так — почему бы и на два с половиной месяца дату выборов не «урезать»?
Представитель президента Михаил Кротов говорил, что перенос выборов вовсе не нарушает принцип периодической смены парламента и регулярно проводимых выборов: главное — провести их раз в пять лет, а месяцы не важны.
«Эсер» Александр Тарнавский заявил, что 4 декабря «плохо из-за погоды», поскольку Россия — северная страна. Мол, «тяжело в этот день голосовать, люди более раздражены, чем обычно, лед и травмы, вешаешь листовки — клей замерзает». А вот в сентябре граждане «находятся в состоянии эйфории после отдыха», а «стране нужен избиратель, который настроен по-деловому, рационально, конструктивно». Правда, Тарнавский высказал и беспокойство — поскольку в сентябре тепло, «возникает опасность майдана: люди могут энергично выйти, поставить палатки».
Ну, а представитель Госдумы Дмитрий Вяткин уверял, что сокращение полномочий позволит совместить выборы в Госдуму с «единым днем голосования», и «экономия в масштабах всей страны будет колоссальной: меньше денег потратим на работу избирательных комиссий»…
Обсуждать все эти аргументы всерьез (особенно про «северную страну») трудно. Двадцать лет выборы проходили в декабре — и ничего не случалось. Что касается якобы неважности месяцев, когда проходит голосование, то детей еще в детском саду учат, что в году двенадцать месяцев, а не девять, а потому пять лет — это шестьдесят месяцев, а не пятьдесят семь.
Впрочем, кроме арифметического, есть еще и юридический аргумент: вновь избранная Госдума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания (статья 99 Конституции), и с этого момента, согласно той же статье, прекращаются полномочия прежней Думы. Таким образом, если выборы пройдут в сентябре, нынешняя Дума закончит свои полномочия в октябре. А не в декабре, как ей положено по 96-й статье Конституции.
Наконец, об «экономии бюджетных средств» на оплату избиркомов при переносе думских выборов на единый день голосования в сентябре.
Во-первых, напомним о «золотых парашютах», которые выторговали себе думские депутаты: те, кто не пройдут в новый созыв, до декабря будут получать зарплату и пользоваться неприкосновенностью, социальными и медицинскими услугами, что обойдется стране в 700 миллионов рублей.
А во-вторых, Дмитрию Вяткину (как и всем тем, кто за последнее время многократно повторял этот аргумент, твердя об «экономии») неплохо бы иногда читать законы, которые принимает та же Госдума.
Цитируем пункт 3 статьи 10 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
«Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, — день голосования на указанных выборах».
То есть, в год, когда заканчиваются полномочия Государственной Думы, все региональные и местные выборы проводятся не в сентябре, а в декабре. По сути, каждые пять лет «единый день голосования» сдвигается с сентября на декабрь. Поэтому никакой «экономии» от переноса думских выборов на сентябрь не будет.
Впрочем, как уже сказано, политическое решение о переносе выборов уже принято, и задача КС — оформить его правовое обоснование.
Вариантов два: либо КС сможет так виртуозно интерпретировать конституционные нормы, что фактически объявит октябрь декабрем, либо предпочтет устраниться от толкования этих норм, и заявит, что законодатели могут самостоятельно решить вопрос о переносе выборов, не утруждая КС разъяснением.
Третий вариант — объявление переноса выборов неконституционным, — представляется ненаучной фантастикой.