Минувшая суббота, 6 июня, стала Всемирным Днем консультаций с общественностью в рамках проекта «Всемирный взгляд на климат и энергетику». В этот день в 104 городах 79 стран мира прошли общественные дебаты, на которых люди разных профессий, возрастов, социального положения высказывались о климатических изменениях. Не осталась в стороне и Россия: общественные консультации прошли в Санкт-Петербурге в отеле «Амбассадор». В них приняли участие 109 человек.
Наша справка:
Проект «Всемирный взгляд на климат и энергетику» (World Wide Views on Climate and Energy) инициирован Секретариатом Рамочной конвенции ООН по изменению климата, Французской национальной комиссией по общественным дебатам, Фондом «Датский совет технологий» и французской организацией «Общественные задачи». Его цель – выявить мнение самых широких кругов общественности по поводу одной из самых насущных угроз человечеству. Собравшимся предложили высказать свое мнение по вопросам, которые будут обсуждаться в декабре 2015 на климатических переговорах в Париже. Здесь страны должны будут подписать документ «Целей Устойчивого Развития после 2015 года».
Погода сходит с ума
Итак, в минувшую субботу в «Амбассадоре» собрались более сотни человек. Учитывая выходной день, солнечную погоду и, говоря откровенно, не очень раскрученную в народе тему, столь многочисленная аудитория оказалась для журналиста приятным сюрпризом. Среди собравшихся были студенты, пенсионеры, учителя, врачи, рабочие, программисты, актеры, журналисты. Возрастная планка - от 18 до 72 лет.
- Почему вы здесь? – задаю вопрос Андрею Киселеву, старшему научному сотруднику Государственной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова.
- Участвую в качестве эксперта - меня, как специалиста по парниковым газам, пригласили организаторы – экологическая организация «Друзья Балтики». - Действительно, большинство наших сограждан не задумывается о климатических изменениях, считая эту проблему абстрактной. Между тем, за последние 25 лет температура на планете выросла на 0,7 градуса, а в Арктике - на целых полтора. И мы уже испытываем на себе изменение климата. Вспомним лето 2010 года, когда в город пришла тропическая жара. Люди со слабым здоровьем не выдерживали – питерские больницы оказались переполнены, от жары зафиксированы тысячи смертей. Это реальный ущерб здоровью людей.
Наносится и ущерб экономический. Растет число разрушительных наводнений, ураганов, засух, лесных пожаров. По данным Росгидромета, в 1997 году в России зарегистрировано 150 экстремальных погодных явлений, в 2004 – 310, в 2005 - более 350, а в 2012 году – 469! Значит, в несколько раз больше потребовалось средств на восстановление инфраструктуры…
- И в том, что погода сходит с ума, есть вина человека?
- Парниковый эффект был всегда, без него бы средняя температура на Земле составляла минус 19 градусов. Вместе с тем все более заметную роль начинает играть человеческая деятельность. Или – антропогенный фактор. И если мы не будем предпринимать никаких усилий, ущербы от климатических катаклизмов превысят наши адаптационные возможности.
- Могут ли, с Вашей точки зрения, граждане влиять на правительство РФ, чтобы оно принимало меры по уменьшению выбросов парниковых газов?
- В развитых странах политики зависят от граждан – если первые не действуют в интересах вторых, теряют кресла. У нас – нет. Поэтому в России много слов, мало дела. Например, в Арктике базируется всего 5 станций мониторинга парниковых газов. Одна – самая современная - в Тикси действует, благодаря совместной работе с финнами и американцами. При таком финансировании науки, отношении к научным исследованиям, делать достоверные научные прогнозы крайне сложно. Где найти слова, которыми можно убедить людей, принимающих решения? …
Пора начинать адаптацию
В качестве эксперта в консультациях участвовал и Геннадий Менжулин – доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского университета.
- Геннадий Викторович, кажется, сегодня человечество разделилось на две основных группы: признающих и отрицающих факт глобального потепления...
- Не признавать потепления невозможно. Существенный индикатор процесса – состояние полярных льдов. Площадь Арктической шапки стремительно уменьшается. Согласно прогнозам, в сентябре 2090 года лед на Северном полюсе полностью растает. Конечно, в зимние месяцы он снова нарастет, но в ледоколах на Северном морском пути наши потомки нуждаться уже не будут.
- Это хорошо. Хотя уровень мирового океана поднимется, что плохо…
- Поэтому нужно переносить инфраструктуру в безопасные места. В Тихом океане есть островное государство Кирибати, часть территорий которого уже ушло под воду. Из-за того самого повышения. Через какие-то 20-30 лет Страна с численностью населения 100 тысяч человек может скоро исчезнуть. Вопрос – что делать? Строить дамбы или переселиться, к примеру, на Африканский материк, где много земли?
- Переезд дешевле...
- Вот-вот, требуется инфраструктурная адаптация. Голландия сооружает дамбы. У США тоже еще есть время для строительства дамб и переноса городов вглубь материка. Нужно готовиться к тому, что будут неприятности. Считаю, что общественные консультации для того и нужны, чтобы каждый народ определился, какие меры нужно принимать.
Климатические изменения разрушают Курортный район…
Любопытно, намечаются ли меры адаптации в Санкт-Петербурге? Об этом рассказала Юлия Меньшова, ведущий специалист Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга.
- Петербург - первым в России занялся разработкой своей климатической стратегии. Нам повезло: в сотрудничестве с финскими коллегами еще в нулевые годы мы занялись проектом «Адаптация городской среды к негативным последствиям изменения климата». В рамках проекта собран огромный массив информации, связанный с изменениями температур, осадков, поднятием уровня Финского залива, других параметров. На их основе были составлены карты по 11 видам рисков, 3 из которых – климатозависимы. Так мы получили карты затопления территорий нагонными волнами, подтопления грунтовыми водами, а также абразии (разрушения) берегов.
Мы знаем, что к концу века уровень Финского залива может подняться от 0,4 до 1 метра. Что от наводнений уже страдает курортная зона Санкт-Петербурга. Особенно в периоды, когда комплекс защитных сооружений (дамба) перекрывается. В такие моменты отраженная волна обрушивается на берега Курортно района. Постепенно разрушается прибрежная инфраструктура - дорогая недвижимость, рестораны, пляжи… Комитет не раз выступал с инициативой защиты берегов. На это потребуются миллиарды рублей. Много. Но если не принять мер, потенциальный экономический ущерб в 7 раз превзойдет потери от разрушения.
- А есть ли в климатической стратегии раздел по энергосбережению?
- Это прерогатива комитета по энергетике. Ведь наш город развивается по конкретным госпрограммам, разработанным по каждой отрасли. Пока в них не фигурируют климатические факторы. Поэтому нужны как новые госпрограммы – это дело федерации, так и новые нормативно-правовые акты, инициатором которых может быть город. Климатическая доктрина может стать основой для разработки новых документов. При этом в комитетах и департаментах правительства города должны быть специалисты, имеющие опыт разработки плана действий в каждой конкретной отрасли. Но прежде требуется доработать и утвердить саму доктрину. В конце года планируем пригласить экспертов, создать рабочую группу, вынести проект на общественное обсуждение. Словом, все еще впереди.
- Как, на ваш взгляд, темы климата воспринимаются рядовыми горожанами?
- Скептично. Порой кажется, эта тема людей даже раздражает Каждый живет здесь и сейчас, редко кому хочется думать на 50 - 100 лет вперед. Вот почему так важны такого рода мероприятия. Я - за распространение информации, вовлечение людей в процесс, пусть даже не разбирающихся в проблеме. Консультации подтолкнут многих что-то прочитать, повысить свой уровень знаний. А предупрежден, значит вооружен.
«Зеленый» взгляд с Сенной площади
Соорганизатор консультаций – Муниципальное образование «Сенной округ». Беседую с его главой Натальей Астаховой. (Фото 4)
- С «Друзьями Балтики» сотрудничаем с 2008 года. Благодаря им, стали одним из самых «зеленых» муниципальных образований города.
- То есть Сенной округ уже адаптируется к климатическим изменениям?
- Адаптация – задача правительства Петербурга, которое должно разрабатывать и доводить до нас свои предложения. Наша задача скромнее - просвещение и привлечение неравнодушных людей. Например, когда появились экомобили, мы стали их пропагандировать – на сайте, в газете, устно. Жители понесли сдавать опасные отходы.
- Как думаете, такого рода консультации способны что-то изменить?
- Сто участников - это не мало. Они расскажут про то, что услышали, своим знакомым, соседям, родственникам - информация пойдет дальше. Из капель рождается море. Как известно, любая новая инициатива должна также идти снизу. В октябре 2014 года на игре, которую мы проводили в рамках Европейской недели за демократию, школьникам был задан вопрос: кто важнее - политик, ученый, бизнесмен, простой житель, общественная организация? Мне понравились слова одного мальчика. Он сказал: нельзя делить общество на составляющие. Если к решению проблемы не подключится ученый, политик, чиновник, бизнесмен, представитель общественности, не будет результата. Консультации как раз и подключают к проблеме все слои общества.
На этой глубокой мысли юноши с Сенного округа Санкт-Петербурга пока ставим точку. В следующей публикации расскажем о позиции рядовых участников консультаций, а также
об итогах их голосования.
Климатические изменения: взгляд петербуржцев - 2
Главный итог общественных консультаций в рамках проекта «Всемирный взгляд на климат и энергетику», что 6 июня прошли в 104 городах 79 странах мира, - выяснение общественного мнения накануне климатических переговоров на высшем уровне в Париже. Итоги голосования в режиме онлайн размещались на сайте проекта «Всемирный взгляд на климат и энергетику» (World Wide Views on Climate and Energy). Подобный срез общественного мнения был получен впервые. Его уже назвали самым большим мировым общественным совещанием по климату и энергетике.
Думай глобально - действуй локально
Но прежде несколько слов о ходе российских консультаций. В отеле «Амбассадор» собрались студенты, социальные работники, педагоги, врачи, инженеры и т.д. По словам организатора консультаций - председателя Региональной общественной экологической организации «Друзья Балтики» Ольги Сеновой - фокус-группа подбиралась по специальной методике. В ней не было климатологов, а возрастной, профессиональный, образовательный и прочие критерии примерно соответствовали среднестатистической фокус-группе, типичной для РФ. И на старте дискуссии обсуждение глобального вопроса - как снизить выбросы парниковых газов? – началось с «локальных», прямо-таки бытовых тем.
- Всегда старалась покупать в магазинах продукты местного производства, - говорит пенсионерка Валентина. – Считаю, они экологически чище. Но теперь поняла: мой выбор правилен с точки зрения сохранения климата. Ведь, к примеру, на доставку овощей с местных полей тратится меньше топлива, происходит и «экономия» выбросов выхлопных газов…
- А моя семья последнее время приобретает туалетную бумагу только из вторичного сырья, - рассказывает сотрудница эколого-биологический центра Дворца детского творчества Петроградского района Анна. – «Вторичная» бумага - это экономия древесины, а также электроэнергии, затрачиваемой при производстве целлюлозы.
- Если в Москве и Петербурге начать выбирать из мусора бумагу, картон, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, пуская их во вторичную переработку, можно закрыть один блок Ленинградской АЭС, - делится инженер Елена. – Его энергии просто не потребуется. Этот подсчет сделали эксперты Гринпис России.
- В качестве меры по снижению энергопотерь я просто не смотрю телевизор, - улыбается учитель физики и математики старшей школы Александр. – Я - убежденный сторонник идей устойчивого развития.
- Самое сложное – развернуть общество, поставившее во главу угла ценности потребления, к экономии и бережливости, - вступает в разговор доцент Академии последипломного педагогического образования Наталья. – У общества, каждый индивидуум которого будет позиционировать себя исключительно как потребитель, требовать все больше комфорта и благ, нет будущего.
- А теперь поставим себя на место политиков, - предлагает модератор Анатолий. – Правительства зависят от своих избирателей. И если на климатических переговорах они одобрят меры, ухудшающие качество жизни населения своих стран, не вызовет ли это волну народного гнева? Уж не говорю об интересах транснациональных и национальных компаний… То есть переговорщики находятся между двух огней: необходимостью принятия мировым сообществом жестких климатических мер, с одной стороны, и потребительскими запросами граждан и аппетитами бизнеса, с другой.
Впервые в мире
Консультации продолжались шесть часов. И от вполне доступных вопросов, типа «Насколько вы обеспокоены последствиями изменения климата?» и «Кто должен нести ответственность за борьбу с изменением климата?» участники переходили ко все более сложным. Например, «Какие подходы считаете предпочтительными для достижения масштабных сокращений выбросов парниковых газов?» или «Должны ли страны с высоким доходом платить больше … на снижение выбросов и на адаптацию в странах с низким доходом…?» и т.д. Всего собравшимся пришлось ответить на 30 вопросов разного уровня сложности.
В течение дня по итогам обсуждений участники консультаций заносили свое мнение в опросные листы. Результаты голосования в режиме реального времени заносились на сайт проекта «Всемирный взгляд на климат и энергетику» (World Wide Views on Climate and Energy). Таким образом, впервые в истории климатического переговорного процесса была сформирована матрица, состоящая из мнений десятка тысяч людей - граждан разных стран, проживающих в различных климатических зонах и поясах.
- Правительствам чрезвычайно важно понять, насколько жителей их государств волнует тема климатических изменений, насколько глубоко озабоченность проникла в общественное сознание. – продолжает Ольга Сенова. - Ведь предложения, выдвигаемые властью и бизнесом на международных площадках, должны быть адекватны настроениям и ожиданиям простых граждан.
Еще одно преимущество такого проекта – возможность посмотреть на себя со стороны.
В чем мы разные…
Как выяснилось, всего около половины российских участников – примерно 49 процентов - озабочены проблемами изменения климата. Тогда как для среднестатистического жителя планеты эта цифра составляет 79 процентов, то есть в полтора раза больше. Вторая же половина опрошенных россиян уверена в надуманности проблемы.
Почти 38 процентов ратуют за увеличение субсидий на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Общемировой показатель составляет 56 процентов. И это притом, что в России уровень ее развития крайне низок – вклад ВИЭ у нас составляет не более полутора процентов генерации в общем производстве электроэнергии. К примеру, в Германии уже в 2012 году доля ВИЭ превысила уровень 20 процентов, а в Бельгии приближается к одной трети.
В чем еще специфика российских результатов? Меньше 9 процентов петербуржцев считают, что надо прекратить субсидировать энергетику, основанную на ископаемом топливе. Общемировой показатель в два раза больше. И более 40 процентов поддерживают наращивание добычи ископаемого топлива. Тогда как 45 процентов участников консультаций из других стран требуют постепенного отказа от добычи всех видов ископаемого топлива.
До консультаций 6 июня 30 процентов российских участников ничего не знали о международных переговорах (18 процентов - общемировой показатель.) К концу консультаций более 50 процентов россиян считали себя информированными. (34 процента – в мире). И более 81 процента наших участников сочли необходимым образование и просвещение по этой теме.
… и одинаковые
Вместе с тем 62 процента наших участников считают, что климатические действия пока не являются приоритетными для нашей страны – хотя должны стать таковыми. Такую оценку деятельности своих национальных правительств вынесли 46 процентов участников из других стран. При этом 80 процентов петербуржцев думают, что Россия должна предпринимать меры по снижению выбросов, даже если другие страны не будут этого делать. Аналогичный месседж своим переговорщикам направили 79 процентов зарубежных участников. То есть в данном вопросе граждане всех стран проявили стопроцентную солидарность.
- Результаты консультаций были представлены участникам климатических переговоров ООН в Бонне, - говорит Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF России). - Поначалу возникли вопросы к репрезентативности выборок людей. Но в итоге все сошлись во мнении, что этим результатам доверять можно. Также подчеркивалось, что некоторые вопросы граждане разных стран воспринимают по-разному. Например, в России субсидии для традиционной энергетики люди часто понимают как сдерживание цен на электроэнергию и тепло. Вероятно, поэтому лишь 9 процентов россиян за их отмену. Если бы вопрос был задан иначе: «Считаете ли вы, что деньги госбюджета не должны идти Роснефти и Газпромнефти на добычу в Арктике?» - а это главная для нашей страны субсидия, причем, очень спорная экономически, - тогда бы процент оказался гораздо выше.
Кто поддержит питерское начинание?
- Общественные консультации показали готовность и заинтересованность россиян обсуждать климатические проблемы, - подытоживает Ольга Сенова. – Такого рода мероприятия – подспорье для правительств в климатических переговорах. Но вместе с тем они содействуют улучшению информированности населения, несут просветительскую миссию. К сожалению, в отеле «Амбассадор» состоялись единственные в России консультации. Но если у нас в стране найдутся общественные организации, готовые провести их в других городах - Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре, Москве и т.д. - это будет то, что надо.