Российские активисты Международной коалиции «Реки без границ» добились приезда в Байкальский регион инспекционной комиссии Всемирного банка, которая по результатам проверки экологического состояния рек и водоемов на территории Бурятии должна предоставить совету директоров отчет о целесообразности участия банка в финансировании строительства ГЭС в Монголии. Как сообщил сегодня, 6 мая, российский координатор Международной коалиции «Реки без границ» Александр Колотов на пресс-конференции, где присутствовал корреспондент «МК Байкал», члены комиссии прибыли в Бурятию после того, как банком была принята подготовленная экологами жалоба на действия монгольских властей, которые препятствуют объективному обсуждению последствий строительства ГЭС в бассейне реки Селенги.
«Мы приняли решение обратиться с жалобой во Всемирный банк после того, как поняли, что все наши усилия по организации цивилизованного обсуждения последствий строительства ГЭС на Селенге и ее притоках с правительством Монголии безрезультатны, - сообщил Александр Колотов. – В Монголии с прошлой осени началась массированная пропаганда в поддержку строительства ГЭС на Селенге и ее притоках. Правительство Монголии стремится обеспечить стране ресурсную, в частности энергетическую, независимость. И эти желания понятны, но последствия этих стремлений могут оказаться трагическими для экосистемы Байкала и жителей прибайкальских территорий. Именно благодаря Селенге Байкал получает половину речных вод».
По словам Александра Колотова, представители коалиции отдают себе отчет в том, что Монголия имеет право на развитие своей энергетики, но проекты строительства ГЭС на Селенге должны обсуждаться публично и профессионально, должен быть проведен тщательный анализ последствий этих проектов. Кроме того, необходимо рассмотреть альтернативные способы развития энергосистемы Монголии, которые можно реализовать с меньшим ущербом для экосистемы озера. «Однако все наши попытки выйти с правительством Монголии на открытый диалог закончились фактически скандалом, - рассказал Александр Колотов. – Мы несколько раз подавали свои замечания, но нас игнорируют. Нам отказано по всем пунктам. Проект реализуется несмотря ни на что, без оглядки на последствия. Наш международный координатор Евгений Симонов, который представлял наши интересы в Монголии, в конце прошлого года был депортирован из страны без права въезда в течение 10 лет. Я сам теперь после своих публикаций стал врагом монгольского народа».
Реки вспять
Как сообщил координатор, согласно разрозненной информации, которую российские экологи собирают по крупицам, поскольку все данные о планах и реализации проектов в открытом доступе существуют только на английском и монгольском языках, пока предлагается построить как минимум три ГЭС: одну на самой Селенге и две на ее притоках - Орхоне и Эгийн-Голе. Всемирный банк намерен поддерживать проект инфраструктурной поддержки добывающей промышленности, для чего и необходима в большом количестве дешевая электроэнергия. Эту задачу по соображениям монголов должна решить ГЭС Шурен на Селенге. Китайский экспортно-импортный банк выразил готовность выделить 1млрд долларов на строительство ГЭС на Эгийн-Голе. «Дело в том, что невозможно просчитать последствия всех этих строек, потому что никакой исходной информации нет, и жители Бурятии могут только гадать о том, что их ждет. К примеру, ходят такие слухи, что в случае нештатной ситуации на ГЭС Эгийн-Гол, поскольку ее планируется строить в узком горном ущелье, например при сносе дамбы, водяной поток может быть такой силы, что вода дойдет до Улан-Удэ», - рассуждает Александр Колотов.
Однако амбициозные планы монгольского правительства строительством трех ГЭС не ограничиваются. Согласно данным коалиции «Реки без границ», которые были изложены в справке для Всемирного банка «правительство Монголии взяло курс на полное преобразование водотоков бассейна Селенги в систему водохранилищ и создание водоводов для переброски части стока в пустыню Гоби». Целью монгольского правительства является создание шести крупных плотин, по которым ведется проектирование и поиск инвесторов.
Экологи предполагают, что план монгольского правительства заключается в скорейшей разработке ТЭО и поиске инвесторов и подрядчиков, а недочеты они намерены устранять уже в ходе строительства. Интерес к волюнтаристским проектам в разное время уже проявляли КНР, Турция, Кувейт. В справке, которую экологическая коалиция «Реки без границ» подготовила для общественности, перечислены возможные и предполагаемые риски и перечень нарушений международных обязательств, которые допускает монгольское правительство своей инфраструктурной активностью в бассейне Селенги.
Вот некоторые из них: «Правила и инструкции Всемирного банка, Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, конвенция по всемирному наследию и ряд прямых указаний комитета конвенции, несколько двусторонних договоров и протоколов встреч с российской стороной, международное водное право ООН». Экологи убеждены, что риски при реализации проектов строительства плотин в разы превышают предполагаемые эффекты и выгоды для монгольской стороны, тем более что в данном случае идет речь о сохранении экосистемы Байкала, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Амбициозные планы правительства Монголии по достижению ресурсной независимости от соседей в конечном итоге могут привести деградации озера Байкал из-за изменения характера и процессов экосистем Селенги. А в условиях маловодья, когда водный режим рек и без того меняется, это дополнительный стресс и крайне тяжелая антропогенная нагрузка на окружающую среду. Переброска рек в пустыню Гоби и создание там водохранилищ для поливного земледелия уменьшит сток рек в бассейне Селенги, а река Орхон просто не выдержит переброски в регион Южной Гоби. В результате по всем Байкальском регионе воды станет катастрофически мало, а качество ее ухудшится. Погибнут редкие и ценные виды рыб, высохнут болота, будут затоплены пастбища и пойменные леса, аккумуляция тяжелых токсичных металлов, в первую очередь ртути увеличится, возникнет дополнительное выделение парниковых газов, а почва потеряет геологическую устойчивость, вследствие чего повысится риск оползней и землетрясений.
Остановись, безумец!
Инспекционная комиссия Всемирного банка должна доложить свои рекомендации совету директоров финансовой организации до 20 мая. Ее представители в начале мая прибыли в Улан-Удэ и в течение двух дней объездили деревни и села на побережье Байкала, провели беседы с местными жителями и встретились с руководством Республики Бурятия. По мнению Александра Колотова, события могут развиваться по трем сценариям. Первый - комиссия признает жалобу и возможные риски несущественными. Второй – признаются частичные риски, которые рекомендовано учесть. Третий - риски признаются существенными, и банк решает провести серьезное расследование, направит в регион своих специалистов для изучения экономических и социально-культурных аспектов финансирования этого проекта. И уже по итогам расследования совет директоров банка будет принимать решение об участии в финансировании с учетом риска для его репутации. «Однако даже развитие событий по третьему оптимистичному сценарию отнюдь не означает, что проблема решена и Байкалу ничего не угрожает, - считает Александр Колотов. – Правительство Монголии может найти других инвесторов. Но международная практика показывает, что в случае отказа Всемирного банка участвовать в проекте другие банки не стремятся заполнить вакуум вместо него, так как дорожат репутацией. Тем не менее одержимость, с которой монгольские власти стремятся к достижению цели, дает основание делать выводы о том, что история эта грозит стать долгоиграющей и драматической».
В этой ситуации, когда дипломатические возможности исчерпаны и переговорный процесс зашел в тупик, остается уповать только на гражданское самосознание людей и их активную позицию. «Пример со строительством ГЭС на Селенге всем нам показал, что существующими приемами и инструментами эту глобальную проблему не решить, - убежден эколог-активист. – Необходимо создавать гражданский форум по спасению Байкала и его экосистемы. Ведь даже в самой Монголии сегодня остаются смелые люди, которые поддерживают нашу точку зрения, несмотря на то, что их позиция не соответствует официальному мейнстриму и их жизни даже угрожает опасность».
Здесь будет сад?
Точку зрения участников экологической коалиции поддерживают специалисты Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН. Они также озвучили катастрофические последствия, которые может повлечь строительство ГЭС на реке Селенге в Монголии. По мнению ученых, строительство ГЭС может привести к изменениям уже сложившихся климатических, биологических и гидрологических процессов в экосистемах Байкала и бассейна Селенги.
Строительство ГЭС также может оказать влияние на антропогенные факторы. Это изменение экосистемы Байкала и бассейна Селенги в нижнем бьефе, деградация земель, зажорные явления в зимний период, подъем уровня грунтовых вод, изменения стока наносов, увеличение потерь воды на испарение и фильтрацию, ухудшение качества воды, изменение температурного режима, нарушение миграции рыб и другие. Кроме того, ГЭС может вызвать изменение естественного стока Селенги, изменение условий работы водопользователей и водопотребителей в российской части Селенги и Байкала в сфере рыбного хозяйства, водного транспорта, коммунально-бытового хозяйства.
С учеными и экологами солидарен министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, который также заявил о катастрофических последствиях для экосистемы озера Байкал, которые возникнут в случае строительства гидроэлектростанции Шурен на реке Селенге и ее притоках в Монголии. По мнению Сергея Донского, строительство Шурен напрямую повлияет на озеро, в которое Селенга приносит половину всего притока, и может дестабилизировать работу ГЭС Ангарского каскада.
Однако монгольское правительство ко всем этим заявлениям глухо и продолжает бесстрашно ваять новую экологическую реальность, согласно которой в холодной пустыне с экстремальным диапазоном перепада температур и яростными ветрами назло Творцу должны цвести сады, а саму Монголию вопреки законам природы ждет средиземноморское изобилие. Этакий рукотворный Эдем отдельно от всего остального мира.