Известный российский эколог, член-корреспондент РАН и председатель зелёной фракции партии «ЯБЛОКО» Алексей Владимирович Яблоков выступил против строительства мусоросжигательного завода в Санкт-Петербурге. Аргументы учёного объясняют, почему городская власть назначила публичные слушания проекта на предновогодний вечер 30 декабря…
1. Мусоросжигание в 80-е годы ХХ века представлялось крайне перспективным решением проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов. В Европе, США и других странах были построены многие сотни МСЗ.
Однако через 10-15 лет в США, Великобритании, Испании, Швеции, Германии, Италии, Тайване и других странах стали достоверно выявляться последствия, опасные для здоровья окрестного населения.
Эти последствия можно обобщить так:
- До 1000 м. от мусоросжигающего завода (МСЗ) – многократно увеличен риск респираторных заболеваний, риск онкологических заболеваний для всего населения увеличен вдвое (для рака легких - в 6-7 раз), нарушено физическое развитие детей;
- до 5000 м. от МСЗ – вдвое больше вероятность заболевания раком детей, на 30% выше вероятность появления крупных врожденных пороков развития; увеличенное количество свинца и кадмия в почве, пыли и листьях;
-до 10 км. от МСЗ – ослабление иммунной системы детей.
(Подробнее: Проблема городских отходов. В кн. А.Яблоков. 2009, «Окружающая среда и здоровье москвичей». Изд. «ЯБЛОКО», сс. 30-44):
2. В конце 90-х гг. в Европе и других развитых странах получает распространение более совершенная технология мусоросжигания, основанная на тщательной предварительной сортировке ТБО, и повышении температуры сжигания (хотя бы на 2-3 секунды отходящие газы подвергаются влиянию температур не ниже 1200 oC).
Поскольку такие заводы способны производить значительные количества тепла и электричества, они становятся экономически привлекательными. Однако об их безопасности для населения можно всерьез говорить только при двух условиях: по прошествии 12-15 лет и только после проведения специальных эпидемиологических исследований.
В оценке воздействия Левашовского завода на окружающую среду (так называемый ОВОС – этот документ будет рассматриваться на публичных слушаниях – ред.) упоминается о работе нескольких таких заводов в Германии, но при этом не приводятся данные специальных исследований здоровья окрестного населения. Указания на то, что вокруг этих заводов соблюдаются существующие нормы выбросов, не являются убедительным доказательством их безопасности, поскольку эти нормы постоянно совершенствуются и не охватывают даже малой доли выбрасываемых заводом веществ.
3. Санкт-Петербург относится к городам с высоким уровнем загрязнения атмосферы – уже сейчас по ряду загрязнителей предельно допустимые концентрации (ПДК) превышены. Это странным образом не упоминается в ОВОС завода.
В этих условиях добавление даже незначительных загрязнений (ниже ПДК – как заявляется в ОВОС завода) будет усиливать экологическую опасность. Тем более, что проектируемый завод решает не только проблему переработки отходов, но как написано в ОВОС фактически послужит стартом для дальнейшего промышленного развития микрорайона. Это неизбежно будет связано с еще большими выбросами: схема «классическая» с советских времен - порознь каждое предприятие вроде бы дает допустимые выбросы, а суммарно на территории заметно превышаются ПДК.
4. В ОВОС утверждается, что выбросы завода будут содержать только 24 вещества, а на постоянной основе будет контролироваться только восемь веществ. Однако аналогичные заводы выбрасывают СОТНИ загрязняющих веществ.
5. В Москве в районах расположения МСЗ стоимость жилья заметно (иногда на 20-30%) ниже, чем в экологически благоприятных районах. То же самое неизбежно будет и в Санкт-Петербурге - учтено ли это при экономическом обосновании проекта?
6. Из знакомства с материалами ОВОС (том 1) складывается впечатление, что проектируемая предварительная сортировка не может дать безопасной композиции сжигаемого мусора.
7. В заключение отмечу, что необходимость обеспечения реальной (а не на бумаге проекта) экологической безопасности требует размещения подобного предприятия – даже при 65-метровой трубе и приморских ветрах – значительно дальше от селитебных территорий, чем это планируется.
Проф. А. Яблоков
Советник РАН, председатель фракции «Зеленая Россия» РОДП «ЯБЛОКО»