Оппозиция Псковской области столкнулась с не меньшими проблемами во время регистрации кандидатов в губернаторы, чем их коллеги из Петербурга. Ситуация похожа: опасных конкурентов пытаются устранить с помощью муниципального фильтра. О том, почему его регистрация на выборах станет кошмаром для действующего главы региона "Росбалту" рассказал депутат областного парламента и претендент на губернаторское кресло от партии "Яблоко" Лев Шлосберг.
— Лев Маркович, недавно губернаторские выборы в Петербурге лишились какой-либо интриги. Оксана Дмитриева не смогла пройти муниципальный фильтр. В Псковской области подписи муниципалов будут собирать до 30 июля, у вас еще есть шанс зарегистрироваться?
— Ситуация в Псковской области похожа на ситуацию в Петербурге. Тоже есть желание действующего губернатора не допустить выхода на выборы опасного конкурента. При том, на мой взгляд, позиция Дмитриевой в Петербурге сильнее, чем мои позиции против нынешнего вр. и.о. губернатора Андрея Турчака. Но я так же должен пройти через муниципальный фильтр. Интересно, что именно это словосочетание прижилось в политике, потому что слово "фильтр" напрямую означает отсеивание нежелательных, лишних предметов. Должна оставаться исключительно чистая, дистиллированная политическая субстанция. Но практика показывает, что через фильтр без проблем проходят ручные кандидаты, спойлеры, задача которых – хвалить главного петуха и говорить гадости про конкурентов губернатора. Как только перед фильтром оказывается человек, не подконтрольный губернатору и готовый вести с ним прямую открытую дискуссию, эти шлюзы поднимаются на свою максимальную высоту. К настоящему моменту у нас сделано 95% работы по муниципальному барьеру. Из 157 подписей, необходимых для регистрации кандидата в губернаторы, собрано 149. Внутри этого фильтра должно быть не менее 44 подписей депутатов районных собраний и городских дум Пскова и Великих Лук, то есть муниципальных собраний более высокого статуса. Восемь таких подписей отделяет меня от регистрации в качестве кандидата в губернаторы.
— Какие трудности возникали во время сбора подписей?
— Поле к концу подписной кампании было фактически забетонировано. Депутатов районных собраний не многим больше 440, они все на виду, среди них высокий процент единороссов. Это во многом подконтрольные люди, как правило, руководители муниципальных учреждений, государственных организаций. Люди, которые зависят от бюджета, люди в системе. Учитывая то, что система управляема, администрация области, не скрывая, взяла процесс создания муниципального фильтра в свои руки. Было объявлено, что есть те, кому подписи просто собираются усилиями администрации. У нас есть три технических кандидата от "Трудовой России", "Правого дела" и партии "Рожденные в СССР", которые только благодаря подписям "Единой России" выйдут на выборы. У них нет вообще ни одного мандата ни в одном собрании, но будет по 157 подписей. То есть сейчас подписей за Турчака собрано в три-четыре раза больше, чем нужно для регистрации. И из этого мешка они отсыпаются спойлерам для их успешной регистрации. Задачей этих людей является создание видимости легитимности этих выборов. Я предполагаю, где-нибудь за неделю до дня голосования они могут торжественно "слиться" в пользу губернатора, дабы даже четверти процента у него не отнять.
— А как же все слова представителей администрации президента о том, что теперь у нас будут максимально открытые выборы?
— Это фикция и лицемерие. В реальности мы видим картину, когда "хотелка" губернатора может стать явью. Очевидная жесткость моей позиции по отношению к Турчаку привела к тому, что такой кандидат, как я, не устраивает его ни в каком раскладе. И никто пока не напомнил губернатору — мол, мы же вам сказали, что выборы свободные, конкурентные, нельзя никого останавливать, во всяком случае, из парламентских партий.
Получается парадоксальная ситуация: партия "Яблоко", члены которой есть в областном парламенте, может не выйти на выборы, а партии, которые ни разу никуда не проходили, получат без всяких собственных усилий боекомплект из 157 подписей. И потом еще скажут: "Мы получили поддержку депутатов, мы пользуемся популярностью". Там такие люди, что они при этом даже не покраснеют. У администрации области есть задача – первый тур и 60%. При такой задаче любой противник вызывает аллергию. Но подставить ножку кандидату от КПРФ, "Справедливой России" или ЛДПР они не могут. Это системные оппозиционные партии, не по чину господину Турчаку выставлять их за дверь. С него спросят, как он мог допустить, что они не вышли на выборы. А мы вот такой пятый угол. "Яблоко" не представлено в Госдуме, но есть в трех парламентах Северо-Запада – в Петербурге, Карелии и Псковской области. И если Турчак "Яблоко" не допустит, то его за это не поругают. Может быть, даже похвалят. Скажут: вот, не пустил на выборы пятую колонну, молодец.
— Депутатам из Псковской области тоже пришлось столкнуться с давлением со стороны администрации, о котором много говорили в Петербурге?
— У нас есть многочисленные случаи прямого выхода на работодателей с целью не позволить депутату подписаться. Есть районы, где глава собирал партхозактив и, не стесняясь, заявлял: "Все подписавшиеся за Шлосберга должны быть уволены, а вообще их не должно быть". Те, кто в такой атмосфере подписался за меня, — это героические граждане, люди, у которых чувство общественного долга, уважения к закону и к себе выше, чем страх. Таких людей очень немного.
— Когда Дмитриева не смогла пройти фильтр, она обвинила нынешнюю городскую власть в трусости. Что же так пугает в вас действующего губернатора области?
— Насколько я понимаю, Турчак опасается не столько измененного счета на табло, а неприятной, нежелательной для него дискуссии во время выборов. Потому что кандидаты встречаются на дискуссионных площадках, это определенный прорыв информационной блокады, которая существует в нашей стране между властью и оппозицией. И эта дискуссия для Турчака содержит высокий риск развенчания мифа о его исключительной успешности, риск озвучивания в эфире проблем, которые известны людям, но о которых нежелательно говорить в официальных СМИ. Миф держится на пиаре. Администрация области с гордостью заявляет, что контролирует 90% информационного поля области. Я думаю, что меньше, но цифра близка к реальной. Жителям области очень трудно получить доступ к реальной информации.
— Но сейчас главные претенденты на победу, как правило, отказываются дебатировать…
— Ему и не надо нигде участвовать. Достаточно присутствия оппонентов в телевизоре, чтобы от мифа, имиджа Андрея Анатольевича мало что осталось. Я считаю, что программы позитивного развития области Турчак не создал, а его миф об успешном губернаторе разбивается реальными статистическими, социально-экономическими показателями. Я не вижу за ним потенциала развития Псковской области. Любой губернатор за три года работы показывает себя полностью. Если на четвертом, пятом году человеком не созданы те институции, на которых будет экономически держаться регион, они не появятся и на втором сроке.
— Вы надеетесь, что все-таки успеете собрать подписи за оставшееся до 30 июля время?
— Иллюзий не испытываю, но всегда нужно заниматься любым безнадежным делом до последней секунды. Опускать руки недопустимо. Я тоже многим этим спойлерам спутал карты. Но если к 30 июля у меня не будет подписей в необходимом количестве и в необходимой пропорции, я не буду сдавать их в избирком. Идти по пути Оксаны Дмитриевой я считаю неверным. Да, ты представляешь юридические доказательства того, что подписи были собраны, но это повышает риски людей. Если боекомплект неполный, значит, на войну выходить нельзя, тогда ты подставляешь людей под пули. Потому что администрация Псковской области – это администрация беспредельщиков. Я знаю, кто занимается депутатами, кто на них давит, я знаю, на что способны эти люди. Это, может быть, сильная оценка, но в открытом письме Турчаку я написал, что депутатам угрожают всем, кроме лишения свободы и смертной казни. Я не хочу для них такого.
— Не было желания создать коалицию с другими оппозиционерами?
— Любые коалиции на выборах губернатора – это вопрос второго тура. Его законы очень жестоки, поэтому Турчак панически боится не выиграть в первом. Он вообще шел не на выборную должность, но вдруг система изменилась. Он к этому абсолютно не готов и боится любой конкуренции, даже подкотрольной. Есть три кандидата на этих выборах, которые способны бороться за второй тур: я, Александр Рогов из КПРФ и Олег Брячак из "Справедливой России". И далеко не любого из моих конкурентов я готов поддержать при выходе во второй тур.
— Губернатор и депутат – это совсем разные должности. Вы сами как-то говорили, что не все люди готовы к управлению.
— Я готов. Я всю жизнь живу в Псковской области, и мои предки жили здесь, я хорошо знаю регион. Считаю, что два с половиной года в областном собрании кое-что дали мне как политику в глазах людей. Я имею свое представление о том, как управлять территорией в ситуации нынешней бюджетной, экономической, налоговой системы. Знаю изнутри, как работает администрация, как она взаимодействует с парламентом, понимаю, из чего сейчас складывается местное самоуправление, каковы его полномочия, ресурсы, сильные и слабые стороны. Знаю, какие траты бюджета области нужно немедленно останавливать.
Беседовала Софья Мохова