Проект строительства атомной электростанции в Навашинском районе разделил ученых на два противоборствующих лагеря. Московские специалисты утверждают, что эта местность богата карстовыми провалами, которые почти ежегодно становятся причиной обширных оползней. Нижегородские геологи, наоборот, дают гарантию, что генератор спокойно простоит 10 тысяч лет и под землю не провалится. Пока ведется спор, Нижегородская область опускается в федеральном рейтинге энергодостаточности, переместившись за пять последних лет с 38 на 69 место. Поэтому Валерий Шанцев от мирного атома отказываться не собирается, ведь в противном случае МегаВатты придется получать с помощью Русгидро, чей проект повышения уровня Чебоксарского водохранилища для нижегородского губернатора неприемлем. Между тем член-корреспондент РАН Алексей Яблоков называет оба варианта для экологии губительными и подозревает атомщиков в коррупционных умыслах: выбить побольше денег на проект – и ничего не построить.
Мирный атом второй раз за историю становится жертвой воинствующих нижегородцев. Впервые от строительства АЭС в тогда еще городе Горьком отказались в конце 80-х, когда на волне чернобыльской фобии проект признали опасным и решили углубиться в поиски альтернативных источников энергии. Нижегородская ГРЭС надежды не оправдала, и в тиши бывших партийных кабинетов белого дома вновь возникла идея заставить работать достижения ядерных физиков на благо жителей региона.
Ведь согласно данным «Независимого рейтингового агентства А+» наша область находится по энергодостаточности на 69 месте. Однако пять лет назад по обеспеченности этим ресурсом она традиционно входила в четвертый десяток субъектов РФ. Упомянутый рейтинг выявил, что положение дел не такое уж и катастрофическое. Производство электроэнергии за вычетом внутреннего потребления в Нижегородской области составило 6436,6 млн кВт/часов, что соответствует соотношению 42,7% между производством и потреблением. То есть ресурс для развития есть, но его величина не позволяет строить местным властям наполеоновских планов. Выход тут один: либо развивать атомную энергетику, либо пойти на мировую с РусГидро и разрешить им поднять уровень Чебоксарского водохранилища до отметки в 68 метров.
«Энергия – это кровь. Перспективы развития этой сферы напрямую связаны с энергозависимостью нашего региона. Наша ГРЭС – это вообще разговор не о чем. Что касается АЭС, то считаю этот вариант самым эффективным, – заявил «Правде ПФО» заместитель председателя комитета ОЗС по градостроительной деятельности, ЖКХ и топливно-энергетического комплекса Александр Косовских. – Мы возводим эти станции по всему миру, а у себя не можем построить. Я знаю, что в верхней части Нижнего Новгорода получить электричество раньше была задачей из задач. Для какого-нибудь дома из коттеджного поселка даже 10 киловатт найти было невозможно. Конечно, сейчас ситуация несколько стабилизировалась: найдены новые инженерные решения, мы закупаем энергию.… Но ведь можно же производить свою».
Москва поддержала планы Валерия Шанцева относительно строительства АЭС, и в 2011 году Владимир Путин в ранге премьер-министра одобрил предложения «Росатома» о сооружении двух энергоблоков Нижегородской АЭС мощностью по 1150 МВт. Затраты оценивались в 240 миллионов рублей, а ввод строй был назначен на 2019 год. Однако после массовых протестов в Муромском районе Владимирской области реалистичность проекта несколько померкла, и региональный министр ЖКХ и ТЭК Валерий Ульянов сообщил о сдвиге сроков на 2022 год.
По словам руководителя ведомства, перенос связан с тем, что ресурс по финансированию ряда действующих объектов и перспективному строительству в «Росатоме» был пересмотрен в пользу повышения надежности действующей части атомных электростанций. В нижегородском селе Чудь, которое расположено всего в 4 км от площадки под будущую АЭС, эту новость восприняли довольно радостно. Ведь соседство со столь опасным объектом их пугает не по причине повышения радиационного фона, а ввиду того, что эта часть Навашинского района расположена на карстовых пещерах. Местные жители ведут историю оползней с 1994 года, когда под землю начали уходить не только зеленые поляны, но и хозяйственные постройки.
Какая уж тут АЭС, если мы баню боимся строить: как бы кипятком не ошпарится», – поясняет свои опасения уроженец деревни Чудь Юрий Семенов. Однако нижегородские геологи успокаивают: атомная станция в «преисподнюю» не провалится. Как заявил в эксклюзивном интервью «Правде ПФО» заслуженный геолог России, генеральный директор ЗАО «Противокарстовая защита» Борис Гантов, интенсивные наблюдения за геоструктурой этого земельного участка ведутся с 2008 года. И мнения о том, что место под строительство АЭС выбрано неправильно, далеко от истины.
Я совершенно ответственно заявляю, что нет никакой опасности. Эту площадку тщательно проверяли и Академия наук, и три ведущих института, и независимые специалисты. Просто в этой долине – восточнее Монаково и чуть севернее Чуди – там есть карст, соответственно оползни. По другую сторону от оси – монолитный слой на 70 метров вниз, который не менялся 380 миллионов лет. Более того, воды там неагрессивные, никаких размывов быть не может», – подчеркнул заслуженный геолог России. Кстати, представители разработчиков проекта дали гарантию, что в случае постройки станция простоит 10 тысяч лет.
Тем не менее, московские специалисты с недоверием относятся к планам «Росатома» и предрекают высокую вероятность техногенной катастрофы. Поддерживают их и сотрудники Муромского института Владимирского государственного университета, которые занимались изучением этой проблемы и даже написали по этому поводу петицию в Москву: «Для строительства Нижегородской АЭС выбрана крайне неудачная карстоопасная площадка вблизи населенного пункта Монаково в Навашинском районе Нижегородской области. Многолетние исследования грунтов показали, что это массивы со сложными карстовыми структурами, провалами, воронками, рисками развития карста и формирования новых провалов, негативной динамикой движения подземных вод». Иными словами, указано в обращении, не исключено, что под опасным объектом могут образовываться полости, которые размываются водой Южно-Горьковского месторождения подземных вод. Его еще называют «подземным морем». Планы строительства атомной электростанции в таком месте являются безумием, считает член-корреспондент РАН Алексей Яблоков.
«Я был там. Уже в течение двух лет экологи говорят, что на карстовой площадке строить нельзя. По неофициальной информации, когда там проводились геологические изыскания, то буры обрывались в полости. Однако геологоразведчики фальсифицировали данные о безопасности площадки. Выбор этого места для строительства АЭС невозможно объяснить нормальной логикой. У меня есть только одно объяснение: на самом деле инициаторы не собираются строить станцию, а только хотят получить деньги. Они, может, откроют дирекцию, начнут какие-то работы, и это будет источником разворовывания сотен миллиардов рублей», – предположил Яблоков.
Позицию сотрудника РАН поддержал и сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк, который сообщил о многочисленных недостатках проекта Нижегородской АЭС, свидетельствующих о недальновидности разработчиков. В первую очередь, это связано с судьбой ядерных отходов.
Ведь в соответствии с документацией, отработанное ядерное топливо планируется вывозить на «завод по регенерации», который даже не запланирован. И если «срок жизни» АЭС определяется 50 годами, то период полураспада опасных веществ составляет 240 тысяч лет. Эксперты называют эту деталь важной «уликой» в цепи подозрений Алексея Яблокова.
Митинг против АЭС в Муроме собрал около 6 тысяч человек
Как стало известно «Правде ПФО» из источника в областном правительстве, окончательное решение по поводу строительства данного объекта будет принято в конце 2014 года. По информации собеседника, если Валерий Шанцев останется на третий срок, он сумеет пролоббировать начало работ по возведению первой в регионе атомной генерации.