Москва всерьез намерена закрыть для иностранцев почти все возможности для спонсирования некоммерческих организаций, которые, по версии российских властей, «занимаются политикой». На этой неделе разразился целый скандал с американским агентством, осуществляющим поддержку российских НКО, которому Россия — в лице МИДа — указала на дверь. Официальный представитель российского МИДа объяснил это тем, что агентство пыталось «влиять через распределение грантов на политические процессы».
Скандал с прекращением работы в России агентства США по международному развитию (USAID), разумеется, не понравился Госдепартаменту США, который, собственно, деньги агентству и выделяет. Казалось, что дело сведется, как это уже бывало, скажем, с Британским советом, к взаимным упрекам, охлаждению отношений, а со временем все успокоится.
Однако теперь скандал получил новый и довольно нетривиальный разворот. Официальный представитель Госдепартамента США накануне заявила, что агентство давало свои гранты, в том числе, на программы партии «Единая Россия». На какие именно, она сходу уточнить не смогла, но даже это заявление вызвало нервную реакцию у «партии власти».
Член президиума генсовета партии Андрей Климов тут же заявил, что партия никаких проектов на американские деньги не осуществляла, и «выразил сожаление», что представители американского правительства «пользуются непроверенной информацией».
Заявление на заявление, слово против слова. Однако в слова Климова не совсем верится. Госдепартамент хорошо умеет считать деньги и требовать отчеты по своим грантам. Так что, если там была «Единая Россия», то он об этом знает, и попросту болтать его представитель не будет.
Затем - вовсе не обязательно, что имеются в виду программы федеральной «Единой России». На региональном уровне вполне могут найтись начальники, в той же ЕР, для которых неважно, чьи деньги — хоть американские, хоть марсианские. Дают — надо брать! Москва-то гранты на бессмысленных «Наших» распределяет и кормит малопонятных лояльных общественников. А каким-нибудь больным детям помочь хочется, и тут не особо беспокоишься, Чулпан Хаматовой эти деньги или Хилари Клинтон. Даже для отдельных функционеров «партии власти» нет разницы. Или там какие-нибудь лидерские программы по поиску и формированию деятельной молодежи — ну кому от них хуже, даже если на американские деньги?
Вряд ли где-то ЕР или аффилированные с нею структуры реализовывали на госдеповские доллары программу «Развали Россию». Эту программу они если и реализуют, то на вполне отечественные деньги из нашего суверенного бюджета.
Стоит надеяться, что вскоре прояснится, какие именно проекты партийцы реализовали на американские деньги: тогда ведь станут очевидными абсурд всей истории с «иностранными агентами» и глупость свежего закона.
История с законом об НКО абсурдна хотя бы потому, что речь идет не о каких-то запредельных деньгах. По линии того же USAID российские НКО получали примерно по 30-40 миллионов долларов в последние годы, причем сумма сокращалась из года в год. Это на все проекты по всей России. Хороша же власть, для которой и такие деньги кажутся серьезной угрозой. Причем настолько, что кроме грубых методов способов решения проблемы нет. Возникает еще вопрос эффективности власти, которая не способна провести нормальную контрпропаганду, буде считает, что война на идеологическом фронте и впрямь опасна. Что-то вроде «мы сами ничего не делаем, делать не хотим, но и другим не позволим».
Представитель МИДа заявил, что «российское гражданское общество стало вполне зрелым и не нуждается во «внешнем руководстве» (вопрос, впрочем, точно ли финансирование всегда является руководством). Зрелость общества — вообще странная категория, но пусть будет так. Общество дозрело до многотысячных митингов с требованиями транспарентности власти, честности, установления реальных, а не фейковых демократических принципов — показала Болотная.
И как же реагирует на это российская власть? Начинает совершать телодвижения, чтобы иметь как можно больше возможностей удушить это общество в объятьях. Пытается обрезать финансирование гражданских инициатив, устраивает политические гонения на видных деятелей гражданского протеста, принимает драконовское антипротестное законодательство. Никакой радости по поводу взросления общества у власти не наблюдается. Зато наблюдаются практически паранойя и отсутствие всякого желания слышать еще хоть чей-то голос.
Наверно, госдеповские деньги для НКО — это, и правда, не комильфо. Тем более - на развитие гражданского общества. Но развитие это представляется неизбежным, и рано или поздно придется выработать какие-то новые механизмы взаимодействия с гражданским обществом. В противном случае власть рискует страной, даже безо всякого участия в этом процессе Госдепа.