Сегодня городской парламент проведет последнее пленарное заседание перед летними каникулами. Наш корреспондент встретился с депутатом Законодательного собрания, председателем постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Максимом Резником.
—Максим Львович, ваши ожидания совпали с тем, что вы встретили в Законодательном собрании, став депутатом?
—Каких-то особых ожиданий у меня не было. Для меня было важным, чтобы довольно большое количество петербуржцев (по самым скромным подсчетам, четверть миллиона) получили своих представителей в ЗС, чего они были несправедливо лишены в 2007 году, когда партию «Яблоко» сняли с выборов. Я не мог загадывать и не предполагал, что буду возглавлять столь почетную комиссию, которая, безусловно, накладывает дополнительные обязательства и является новым вызовом в моей политической или общественной биографии.
—Пятый созыв отработал полгода, провел порядка 20 заседаний, а за это время вы внесли 12 законопроектов и отправили губернатору 27 запросов. С чем связана такая плодовитость?
—Раз вы посчитали количество внесенных мной документов, значит, заглянули на сайт и видели, что большинство из них направлено на повышение роли парламента в принципе. Потому что это влечет за собой безусловное повышение доли влияния граждан, активных граждан, на власть. Я стараюсь этим руководствоваться и исходить из этих интересов. К сожалению, пока не удается нам, «яблочникам», добиться принятия наших законопроектов, не хватает 2–3-4?х голосов. Но уверен, «вода камень точит» и количество наших усилий перейдет в качество уже на осенней сессии. Все-таки к неглупым людям из фракции «Единая Россия», которые являются нашими оппонентами, придет осознание того, что это в их интересах, прежде всего, в интересах их избирателей. Если повышается роль парламента, то повышается и роль большинства в этом парламенте. Это очевидно. Я очень на это надеюсь. А себя успокаиваю тем, что мы, по крайней мере, планомерно, в меру наших скромных сил выполняем обещания, данные избирателям.
—Вы сказали, что не предполагали, что вам поручат руководить «столь почетную комиссию». Расскажите, пожалуйста, о ее работе.
—Не желая обидеть никакую другую комиссию, сразу скажу, что наша, на мой взгляд, является самой независимой и политически заметной. Помимо обычной работы, которую выполняют все парламентские комиссии — это и реакция на федеральные законодательные инициативы, и регулирование в той части, которая остается за региональным парламентом, мы проводим много интересных и полезных для города мероприятий. Ну, что я имею в виду? Например, давно, наверное, в жизни городского парламента не было таких заявлений, которые наша комиссия делала в отношении суда над честной учительницей Татьяной Ивановой. Мы высказали свое негативное отношение к данной ситуации и выразили сомнения в справедливости и законности Василеостровского районного суда. Более того, наша комиссия направила в суд в качестве общественных защитников членов комиссии депутатоввасилеостровцев меня и Алексея Ковалева, и большинство депутатов Собрания поддержали это решение.
Конечно, есть и проблемы, есть определенное раздражение в Смольном по поводу деятельности комиссии, потому что мы не обходим острые темы. Например, историю, связанную с театральной реформой, которая очень волнует театральную общественность. Анастасии Мельниковой принадлежит основная заслуга в проведении важных для театральной общественности общественных слушаний, связанных с театральной реформой. Она сумела убедить председателя Комитета по культуре Дмитрия Месхиева прийти на слушания, чтобы глаза в глаза обсудить данную проблему.
—В вашей комиссии, по-моему, собрался весь цвет городского парламента. Как вам удается руководить столь яркими личностями?
—Совершенно с вами согласен: состав комиссии очень качественный. Считаю, что поступил совершенно правильно, когда сразу пошел по пути максимального распределения сфер ответственности, чтобы не замыкать все на председателя. Ведь посмотрите — образование, культура, наука, физкультура и спорт, высшая школа, СМИ — это все сферы компетенции комиссии. И я считаю, что очень удачно избраны в комиссии заместители. Например, Марина Анатольевна Шишкина. Вряд ли можно найти более компетентного в вопросах взаимодействия со средствами массовой информации человека. Или Анастасия Мельникова, которая отвечает за культуру. Несмотря на ее принадлежность к фракции «ЕР», мы почти всегда находим общий язык. Это и Любовь Егорова, которая, опять же, принадлежит к «ЕР», но вряд ли можно было найти более квалифицированного человека для профильной комиссии по физкультуре и спорту. Алексей Воронцов — человек, глубоко внедренный в сферу высшей школы, возглавляет соответствующую профильную комиссию. Еще один мой заместитель — Владимир Дмитриев — одновременно возглавляет фракцию КПРФ. Я уж не говорю об Алексее Ковалеве, который возглавляет вторую по численности фракцию парламента «Справедливая Россия». То есть состав очень весомый с точки зрения политического влияния, веса депутатов и их способности находить возможности для диалога.
—Давайте от диалога в парламенте перейдем к взаимопониманию в обществе. В городе уже несколько лет действует программа «Толерантность». Ее реализация — это ведь тоже сфера вашей ответственности? Как вам видится решение данной проблемы в Северной столице?
—Это важный вопрос для нашего города, он требует очень внимательного и деликатного отношения. Мы должны понимать, что невозможно обнести город стеной и превратить его в бункер. Известно, что человек ищет где лучше. И это нормально, когда люди из более бедных регионов или государств едут к нам. И я абсолютно убежден, что мы должны проявлять по отношению к приезжим максимальную деликатность и толерантность. На мой взгляд, это очень важная программа, и надо ее развивать. Она не должна быть формальной, и при ее реализации необходимо руководствоваться несколькими принципами. Во?первых, все цветы должны цвести, это верно, но при этом, здесь я процитирую Юнусбека Евкурова, главу одной из республик Северного Кавказа, который сказал «в чьей арбе едешь, ту песню и пой». Иными словами, важно сочетание развития всех наций и народностей и уважения одних по отношению к другим. Толерантность должна быть взаимной не только со стороны тех, кто принимает, но и со стороны тех, кто приезжает. Нельзя ничего никому навязывать.
Что меня беспокоит в этой части, так это то, что под предлогом борьбы за нравственность на нас опускаются сумерки клерикализма, такая большая сутана. Здесь важно не путать православие и официальные структуры, которые, как мне кажется, иногда берут на себя излишнюю роль. К сожалению, мой коллега Виталий Милонов является проводником как раз этих структур, которые я называю частно-государственное предприятие ЗАО РПЦ во главе с господином Гундяевым. Кстати, на днях ему вручили серебряную калошу. Я признаю за ними право на их точку зрения, но я не считаю, что они имеют моральное право учить нас нравственности. И как человек, который до недавнего времени был учителем истории и собираюсь продолжить эту деятельность, заявляю: никто не должен претендовать на истину в последней инстанции в любых вопросах, связанных как с межнациональными отношениями, так и с вопросами любых меньшинств от национальных до сексуальных. Никто не имеет права диктовать свою волю, особенно когда большинство диктует ее меньшинству. Вы же прекрасно понимаете, что сегодня одно большинство, а завтра может быть другое, и те, кто, будучи большинством, считает возможным сегодня диктовать свою волю, завтра сами могут стать меньшинством и пожинать плоды своей политики и своей нетолерантности.
Беседовала Лилиана Глазова, "Новости Петербурга"