На фоне «выборов» в муниципалитетах «Красненькая речка» и «округ Петровский» как-то забылись предстоящие 4 сентября выборы в Ломоносове, где изначально ждали Валентину Матвиенко и ради нее выкручивали руки депутатам, чтобы они сложили полномочия. После того как выяснилось, что теперь уже экс-губернатора на этих выборах не будет, часть кандидатов (в том числе «эсер» Сергей Андреев) утратили интерес к состязанию и отказались от участия в нем, но подавляющее большинство остальных продолжили борьбу. И наткнулись на давно знакомые технологии отсева нежелательных участников процесса.
Первоначально в Ломоносове выдвинулись три десятка кандидатов. По четыре человека от «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР, по три — от «Единой России» и «Яблока», остальные шли как независимые. Все кандидаты от парламентских партий были зарегистрированы автоматически, но Андреев, как уже сказано, отказался баллотироваться. Точно так же, «не встретившись» с губернатором, поступил и лидер питерских другороссов Андрей Дмитриев (он даже не стал сдавать подписи). Говорят, что откажется от участия и еще один «эсер», экс-депутат ЗакСа Анатолий Кривенченко.
Ну а практически всем, кто собирал подписи для регистрации, было отказано. Исключений только два: это один из депутатов, сложивших полномочия ради Матвиенко, «эсер» Олег Шерле (его собирались за это исключить из партии, но ограничились выговором) и яблочник Олег Баронов. Все остальные (в том числе Александр Фадеев и Лена Голикова из «Яблока») были сняты из-за якобы «неправильных» подписей.
При этом ломоносовский избирком нарушил закон: он был обязан за два дня до заседания комиссии, на котором решается вопрос о регистрации, представить кандидатам материалы проверки их подписей, чтобы они успели ответить на претензии. Но этого не было сделано — избирком проводил проверку подписей прямо перед заседанием комиссии и времени на представление возражений кандидатам не оставил.
В суде, куда обратилась Голикова, первым делом выяснилось, что эксперт Саханова, которая проводила исследование подписей избирателей, вообще не имела права этого делать, потому что избирательная комиссия не принимала решения о включении ее в рабочую группу по проверке подписей. Суд отказался вызывать свидетелями пятерых граждан, чьи подписи были признаны недостоверными — хотя они могли бы подтвердить, что лично подписывались. Вместо этого Голиковой было заявлено, что эксперт, мол, «обладает специальными знаниями и поэтому нет оснований сомневаться в правильности его выводов». Вызвать эксперта, чтобы заявительница могла задать ему вопросы, суд тоже отказался.
Стоит заметить, что эту сказку мы уже давно и хорошо знаем — питерским оппозиционерам постоянно отказывают в регистрации, ссылаясь на якобы недостоверные подписи, а когда граждане, поставившие эти подписи, приходят в суд, их отказываются выслушать, ссылаясь на заключения «непогрешимых» экспертов. Интересно, как поведут себя эти эксперты, если таким же путем объявят фальшивой их собственную подпись — например, под договором покупки квартиры — и выкинут их на улицу?
Две подписи в поддержку Голиковой, отвергнутые комиссией из-за помарок в написании даты, пришлось признать действительными. В результате общее количество «брака» оказывалось менее 10% от числа сданных подписей и Голикову надо было регистрировать. Но делать этого суду, видимо, не хотелось — и была применена новая, ранее еще не встречавшаяся «избирательная технология»: суд объявил бракованными три подписи граждан, к которым не придралась даже избирательная комиссия! И процент «брака» послушно достиг нужной для отказа в регистрации величины…
Почему все это происходит, предположить нетрудно — это особо и не скрывается. Источники «Новой» в Ломоносове говорят, что депутатам, сложившим полномочия ради назначения выборов в интересах Валентины Матвиенко, было твердо обещано, что они смогут избраться на временно оставленные места. Именно поэтому «Единая Россия», от которой баллотируются экс-депутаты Максим Мамонов и Галина Морякова (как раз в ее округе баллотируется Голикова), даже не выставила кандидата по округу, где на выборы идет Олег Шерле. А кандидатам-«бюджетникам», которые посмели заявиться для участия в ломоносовских выборах, начальство открытым текстом говорило, что это совершенно бесполезно, потому что «все давно уже решено». И сейчас мы видим, как «своих» кандидатов избирком и суд уверенно избавляют от нежелательной конкуренции со стороны «чужих».
Решение Ломоносовского суда по делу Голиковой обжаловано в Санкт-Петербургском городском суде. Рассмотрение кассационной жалобы пройдет в ближайшие два-три дня.
Борис ВИШНЕВСКИЙ