20 июля 2011
Борис Вишневский и Александр Кобринский, Полит.ру

Пора выбирать добро!

Мы публикуем ответ на напечатанное в "Новой газете" обращение "Выбор есть". Документ написан членами партии "Яблоко" и авторами "Полит.ру" - известным филологом и общественным деятелем Александром Кобринским и известным публицистом и общественным деятелем Борисом Вишневским.

«В нынешней ситуации у нас нет иного выбора, кроме как оказать общественную поддержку действующему президенту Д.А. Медведеву в его желании идти на второй срок», - призывают авторы обращения к российским гражданам, опубликованного 15 июля в «Новой газете».

Мы с уважением относимся к тем, кто подписал это обращение, хотя не можем не отметить, что поддержка действующего президента – отнюдь не первая в их «личной истории» (как нам сообщают). И Мариэтта Чудакова, и Сергей Филатов, и Дмитрий Орешкин, и Игорь Харичев в 1996 году горячо поддерживали действующего президента Бориса Ельцина

Тогда они (и многие другие) призывали нас вместо поддержки демократии поддержать «наименьшее зло». Мы хорошо помним, когда на вопрос, почему нужно поддерживать Ельцина, предавшего демократические ценности, окружившего себя олигархами и развязавшего кровавую войну в Чечне, нам отвечали: вы что – хотите, чтобы к власти пришли коммунисты?

И кто в результате пришел к власти? Коммунисты и чекисты. Только не из верхнего, а из среднего эшелона. Вместо всеобщего пугала Зюганова – молодые, голодные, хваткие…

История повторяется как фарс. Теперь нам предлагают поддержать Медведева, а главный аргумент опять заимствован из 90-х: «Вы что, хотите, чтобы пришел Путин?!»

Мы не хотим, чтобы пришел (точнее, вернулся Путин). Но мы и не хотим, чтобы нас загоняли в ловушку заведомо ложного выбора. И предлагали поддержать менее злого из двух следователей, работающих в паре.

Авторы письма утверждают, что они еще мало знают Дмитрия Медведева.

Что ж, может быть, кому-то трех с половиной лет работы президента и недостаточно, чтобы понять, что происходит. Мы готовы помочь и напомнить.

Именно во время президентства Дмитрия Медведева Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву был вынесен второй - чудовищный – приговор, далеко затмивший абсурдность и жестокость первого, путинского.

При этом «гарант Конституции» постарался «не заметить» скандальных обстоятельств вынесения этого приговора, явно указывающих на то, что судья не был самостоятелен во время его написания. А, отказываясь помиловать Ходорковского и Лебедева, президент-юрист (!) рассуждал, что помилование, якобы, предполагает признание вины – что грубо расходится с законом.

Именно во время президенства Медведева Россия совершила акт агрессии против Грузии (именно так, и не иначе, согласно международных нормам, должны расцениваться действия российских войск на территории чужого государства). После чего объявила «независимыми» фактически оккупированные ей территории, которые международное сообщество считало и считает частью Грузии.

Именно во время президентства Медведева «антиэкстремистское» законодательство стало активно использоваться против оппозиции. И именно по его инициативе, - вопреки протестам правозащитников, - были расширены права ФСБ.

Именно во время президенства Медведева была впервые существенно изменена Конституция России и установлен шестилетний срок президентского правления.

Президент Медведев не удостоил даже ответом более ста тысяч российских граждан, просивших помиловать Светлану Бахмину (не говоря о самом помиловании).

Президент Медведев обманул надежды защитников Химкинского леса.

Президент Медведев не считает террористами бандитов из «ХАМАСа».

Президент Медведев не считает нужным отречься от позорного пакта Молотова-Риббентропа – вместо этого он призывает бороться с «фальсификациями истории»…

Это список можно продолжить – и он будет неутешителен для человека, который занял высший пост в стране исключительно по воле своего предшественника.

«За последние полтора-два года президент Медведев сделал немало важных шагов, не замеченных или почти не замеченных обществом», - уверяют нас авторы обращения. Правда, перечень этих шагов весьма скромен, и, главным образом, сводится к косметическому изменению (а вовсе не «гуманизации и повышению качества», как уверяют авторы обращения) судебной системы.

Дмитрий Медведев неоднократно декларировал необходимость судебной реформы. Но приблизились мы хоть на йоту к независимости суда? Нисколько – и свидетельство этому - не только приговор Ходорковскому и Лебедеву, но и сотни судебных приговоров по всей стране, связанных, прежде всего, с попыткой граждан реализовать свое право на свободу слова и собраний. Если при Путине за это в основном штрафовали, при Медведеве стали давать арест. Лучше стало со свободой слова и собраний в России за последние 3,5 года? Однозначно – стало хуже.

Президент произносит множество красивых и правильных слов о необходимости либерализации избирательного законодательства. Но они находятся в разительном противоречии с правоприменительной практикой.

Так, масштаб подтасовок и фальсификаций на выборах в Мосгордуму в 2009 году был таким, что во времена президентства Путина и не снился. Даже партии, всегда боровшиеся за право больше, чем «единороссы», любить власть (ЛДПР, «Справедливая Россия») устроили демарш в знак протеста против происшедшего. Можно, конечно, доказывать, что «царь не знал», что его «обманули злые бояре» - но стоит ли? Ведь выборы находись под жестким контролем центра.

Медведев ничего не сделал для отмены дискриминационной системы сбора подписей на выборах для партий, не имеющих представительства в Думе - которая широко используется властями для снятия неугодных. Так, за время президенства Медведева с выборов разных уровней было снято более половины списков и кандидатов от единственной зарегистрированной оппозиционной демократической партии – «Яблоко». Раньше оппозиция могла зарегистрироваться, не собирая подписи, а внеся залог – но именно по инициативе Медведева он был отменен.

Тщательнейшим образом от представителей демократической оппозиции охраняются избирательные комиссии: последний случай - когда то же «Яблоко» выдвинуло кандидатуры во все территориальные избирательные комиссии Санкт-Петербурга. Ни одна (!) кандидатура не была принята – и все в рамках путинско-медведевского закона: ведь предложения непарламентских партий только могут учитываться. Но не обязаны.

Такой же стиль Медведева – красивые слова и продолжение старой политики – мы наблюдаем и в других сферах жизни. Громкие слова о борьбе с коррупцией, внедрение деклараций о доходах чиновниками – но ни одного шага в направлении контроля за соответствием доходам их расходов.

Накануне президентства господина Медведева была лишена регистрации Республиканская партия России. А заканчивается его президентство очень похожей акцией: отказом в регистрации Партии народной свободы. При этом антиконституционное и антидемократическое действие, как всегда, сопровождалось красивыми словами о необходимости соблюдения закона. Тот факт, что ликвидацию Республиканской партии ЕСПЧ признал незаконной, юриста Медведева не трогает.

Положите на одну чашу весов всё это, а на другую – инициированное Медведевым уменьшение обязательной численности политических партий в России с 50 тысяч человек до 45 тысяч, и снижение барьера для прохождения в Госдуму и региональные парламенты до 5% (и то – лишь с 2016 года). Что перевесит?

С сожалением вынуждены констатировать: обращение, начинающееся с критики позиции «от меня ничего не зависит», направлено именно на то, чтобы внушить людям, что от них как избирателей именно ничего не зависит. Самое главное – выбрать в путинской элите человека более, на взгляд, приличного. Гражданам предлагается занять позицию холопов, униженно просящих барина согласиться «княжить и володеть ими»: он, по слухам, добрее и даже считает, что свобода лучше, чем несвобода.

Так при Брежневе интеллигенция делилась друг с другом надеждами на кухне: говорят, мол, что Андропов – честный и справедливый, воровства не любит… Вот бы он стал генсеком…

Этот подход стал доминирующим у околовластных либералов 90-х годов: чаяния обращены к начальству, а не к народу. Ведь в 1999 году Ельцину и поддерживавшим его интеллектуалам даже в голову не приходило, что народ сам может выбрать себе демократического президента: весь вопрос был, кого назначат преемником. Кого назначили – хорошо известно.

Сегодня мысль о выборах снова не приходит в голову авторам обращения. Это не удивительно – у их кандидата только один избиратель. И вы его знаете…

«Да, тандемократы – «оба хуже», но выбирать-то придется все равно только между ними, - вправе заметить читатель. – Какова альтернатива? Вы-то что предлагаете? У вас есть кандидат в президенты?».

У нас – есть. И это не Путин и не Медведев, и не неизменные Зюганов или Жириновский.

Это – Григорий Явлинский, наш товариш по партии и ее основатель. К нему можно предъявлять претензии, но никто и никогда не осмеливался обвинить его в непрофессионализме или непорядочности, во лжи или коррупции.

Те, кто, занимая высокие посты в правительстве или президентской администрации, ни разу и ни за что не ответил, очень любили называть его отказ входить в правительстве и делать то, с чем он принципиально не согласен, «нежеланием взять на себя ответственность».

Они же в 1996 году, когда Явлинский участвовал в президентских выборах, - и был готов взять на себя ответственность за страну, - подленько уверяли: «каждый голос, отданный за Явлинского, работает на Зюганова». Они же объявляли Явлинского, выступившего против войны в Чечне, «предателем». И они же приветствовали приход Путина, называя его «честным, достойным и ответственным»…

Хотят ли люди с демократическими (и не только) взглядами, чтобы был разорван порочный круг псевдовыбора между Путиным и Медведевым? Тогда у них есть выбор в 2012 году – поддержать Григория Явлинского. А для этого нужно объединить избирателей вокруг единственной оставшейся оппозиционной демократической партии - чтобы «Яблоко, вернув себе на выборах 4 декабря 2011 года статус парламентской партии, получило право выдвинуть кандидата в президенты без сбора 2 миллионов подписей (подписи, как известно, легко признаются властями «недостоверными» и «недействительными»)

Хватит выбирать «меньшее из зол».

Пора выбирать добро.

Борис ВИШНЕВСКИЙ, публицист, лауреат премии «Золотое перо России», член Бюро партии «Яблоко»

Александр КОБРИНСКИЙ, доктор филологических наук, профессор, член Бюро петербургского отделения партии «Яблоко»

Оригинал

Автор

Вишневский Борис Лазаревич

Заместитель председателя партии, член Федерального политкомитета и Бюро партии. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2011-2024)

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Публичные дискуссии


Все статьи по теме: Публичные дискуссии