Вчера депутаты городского парламента 36 голосами изменили закон о собственных выборах. Формально это было второе чтение закона — рассмотрение поправок, которые не могут менять его концепции. На самом деле под видом поправки депутаты приняли новую редакцию закона, существенно отличающуюся от прежней. И она может иметь далеко идущие последствия.
Поправка, занимающая 88 листов (!) компьютерного текста, появилась в Мариинском дворце во вторник вечером — от имени постоянной комиссии по устройству госвласти и МСУ во главе с Сергеем Соловьевым. Утром в среду она была с голоса принята к рассмотрению — при отсутствии заключения юридического управления и несмотря на возражения части «эсеров» и коммунистов. Понятно, что толком практически никто из депутатов не успел ее проглядеть даже по диагонали. Но те, кто успел, с ходу обнаружили крайне опасные изменения, замаскированные (как обычно) под «приведение в соответствие с федеральным законодательством».
Подробный анализ новой версии закона — в следующем номере «Новой», а пока отметим лишь несколько моментов.
Голосовать на выборах смогут граждане России, у которых в Петербурге не только «место жительства» (то есть постоянные жители), но и «место пребывания». Иначе говоря, право голоса предоставляется даже тем, кто временно зарегистрируется в гостинице, санатории, кемпинге и т. д. Из закона уходит норма о том, что место жительства избирателя должно быть расположено в пределах Петербурга — это дает право голоса на местных выборах приезжим, включая приехавших учиться студентов и курсантов, а также гастарбайтеров.
В закон включается норма (весьма сомнительная с точки зрения федерального закона об основных гарантиях избирательных прав), разрешающая создавать закрытые избирательные участки в воинских частях. Ранее в законе было записано, что военнослужащие голосуют на общих избирательных участках — что же касается закрытых участков, хорошо известно, как «честно» и «добровольно» там голосуют.
Разрешается голосование по почте (!) — в соответствии с порядком, который определит Центризбирком (вот уж где будут максимальные возможности для подтасовок).
Наконец, самое примечательное: глубоко внутри 88-страничного текста спрятано увеличение в два раза числа подписей, которые должны представить непарламентские партии для регистрации на выборах.
Сейчас в законе записана необходимость представить 1% от общего числа избирателей Петербурга, а будет — 2%. Под «приведение в соответствие с федеральным законом» это никак не подпадает: закон говорит, что необходимое число подписей «не может превышать 2% от общего числа избирателей». Меньше — сколько угодно.
Зачем это делается — долгих объяснений не требует: три партии, не представленные в Госдуме и ЗакСе — «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело», — должны будут теперь собрать за весьма короткий срок (около трех недель) не 37 тысяч, как раньше, а 74 тысячи подписей. Что резко усложняет им регистрацию — даже без учета тех механизмов проверки подписей, которые используются для отстранения неугодных партий от выборов. И еще больше усиливает дискриминацию непарламентских партий по сравнению с парламентскими, которые регистрируются без всякого сбора подписей.
Борис ВИШНЕВСКИЙ