25 декабря 2009

Верно, но медленно идем мы к переменам в избирательной системе

Как первое, так и второе послание президента Дмитрия Медведева в немалой своей части касалось изменения избирательной системы.

То, что его предложения актуальны, не вызывает сомнений. Но так же, как и в прошлом году, президент, двигаясь в верном направлении, ограничивается полумерами, а точнее – «полушагами».

Напомним, что в 2008 году Дмитрий Медведев предложил отменить избирательный залог на выборах, дать партиям, набравшим от 5 до 7%, возможность получить 1 – 2 места в Госдуме, освободить их от сбора подписей на выборах и дать победившей на региональных выборах партии право представлять президенту кандидатуры будущих губернаторов.

На сей раз президент предложил выравнять численность региональных парламентов, освободить от сбора подписей на региональных выборах те партии, которые имеют фракции в региональных законодательных собраниях (сейчас «льготой» располагают только те, кто представлен в Госдуме), дать партиям, набравшим более 5%, право представительства в региональных парламентах, гарантировать непарламентским партиям возможность постоянного участия в работе ЦИК и региональных избиркомов, навести порядок с досрочным голосованием и открепительными удостоверениями. Рассмотрим эти предложения по порядку.

Извлечь корень

Резкое сокращение числа депутатов всех уровней – следствие «черного октября» 1993 года, когда победившая исполнительная власть расправлялась с ненавистной представительной, обеспечивая себе полное «развязывание рук». Мне не раз приходилось отмечать: события той эпохи – это не война законодательной и исполнительной властей, а мятеж исполнительной ветви против Закона. Победив, она позаботилась о том, чтобы депутатов было как можно меньше – в этом случае им сложнее контролировать исполнительную власть, зато ей куда легче контролировать их.

Результат – сегодня в Москве 35 депутатов Мосгордумы на 7 миллионов избирателей, в Петербурге – 50 депутатов ЗакCа на 3,7 миллиона избирателей, в Хабаровском крае – 26 депутатов на миллион избирателей, в Пензенской области – 25 депутатов на 1,1 миллиона избирателей... Есть, конечно, и иные примеры (в Хакасии – 75 депутатов на 390 тысяч избирателей), но это исключения. Сравните: в 5-миллионной Финляндии – 200 депутатов парламента...

В общем, перемены давно назрели. Но конкретных механизмов «выравнивания» президент не предложил. И никаких законопроектов пока не внес. И, кстати, не сказал, в какую сторону будут «выравнивать». Между тем давно известна эмпирическая формула примерной численности депутатов – кубический корень от числа избирателей. Для Петербурга это дает 155, для Москвы – 190 депутатов.

Утверждения о том, что увеличение числа депутатов непосильно для бюджета и потому недопустимо, – миф, активно распространяемый бюрократией: полсотни питерских депутатов вместе с их помощниками обходятся каждому избирателю примерно в 7 рублей в месяц. Тройное увеличение численности обойдется еще в 15 рублей. При этом более независимый от исполнительной власти парламент будет куда тщательнее рассматривать ее предложения по трате бюджетных средств и быстро окупит дополнительные расходы...

Второе предложение президента, которое также «перезрело», – отказ от сбора подписей на выборах для всех зарегистрированных партий. Действительно, драконовские правила регистрации и так-то сегодня оставили во всей стране только семь легальных партий. Создать новую «с нуля» (а не путем слияния или преобразования существующих) – практически неразрешимая задача. И вряд ли президент не знает, что процедура «проверки» подписей давно уже стала не «тестом на массовую поддержку» партий, а инструментом отсечения оппозиции от участия в выборах (особенно после реализации его прошлогоднего предложения об отмене избирательного залога).

Однако отказаться от сбора подписей для всех партий Д. Медведев предлагает только в неопределенной перспективе. Но что мешало сделать это прямо сейчас? Вместо этого президент делает «полушаг», предлагая освободить от сбора подписей лишь партии, имеющие фракции в региональных парламентах. А что делать тем, кто не имеет этих фракций лишь потому, что не был допущен к выборам из-за якобы недостоверных подписей?

Следующий «полушаг» президента – предложение дать партиям, которые получат более 5%, право на представительство в региональных парламентах. Что это означает? Снижение проходного барьера? Или предоставление им «приставных кресел», как сейчас планируется в Госдуме (один-два мандата при получении от 5 до 7%)? Впрочем, если численность региональных парламентов радикально не увеличится, 5% голосов избирателей и так будут гарантировать не более двух мандатов.

Решением проблемы расширения народного представительства и увеличения политической конкуренции было бы существенное снижение барьера – до 2 – 3% (как регионального, так и думского). Но этого президент не предлагает. Правда, он обещает непарламентским партиям возможность участия в работе избиркомов.

Простор для манипуляций

Что касается досрочного голосования на муниципальных выборах (для федеральных и региональных выборов оно давно аннулировано), то президент не предложил его отменить, а лишь призвал «навести порядок». Но ведь вовсе не «досрочка» сегодня является ключевым звеном фальсификаций: зачем привозить на досрочное голосование подкупленных граждан, когда можно безнаказанно переписать протоколы голосования?

Наконец, президент предлагает «проанализировать практику использования открепительных удостоверений» и «принять необходимые меры для предотвращения незаконных манипуляций».

Что же, техника «манипуляций», являющихся неотъемлемой частью «административного ресурса», давно известна и отработана: повсеместным стало давление власти на бюджетников, студентов, военнослужащих – чтобы они взяли открепительные удостоверения, а затем пришли на избирательные участки по месту работы, учебы или службы и под надзором начальства проголосовали «как надо». Кроме того, на избирательные участки направляются «гастролеры» с десятками открепительных удостоверений и голосуют на каждом из них. Ну а избиратель, взявший удостоверение, обычно не заботится о том, чтобы посетить участок, где он зарегистрирован, и проверить, исключен ли он там из списков, – после чего за него можно проголосовать еще раз...

В такой ситуации предложение о «наведении порядка» (реализуя его, ЦИК уже предлагает включить в открепительные удостоверения паспортные данные получившего его гражданина, данные члена избиркома, выдавшего удостоверение, а также обязать избирателя указать уважительную причину, по которой он голосует не на участке), конечно, видится полезным. Но опять же это лишь «полушаг».

Теоретически уважительные причины граждане должны были указывать и при досрочном голосовании, но практически (пример – муниципальные выборы в Петербурге в 2004 году) избиркомы давали голосовать даже пенсионерам, которые в декабре писали заявления о том, что «едут на дачу».

Далее, оппозиция – а она обычно и оказывается жертвой «манипуляций» – лишена возможности разоблачить «двойное голосование»: списки проголосовавших избирателей для нее недоступны.

И – что самое важное – все манипуляции (не только с открепительными удостоверениями) осуществляются при активном участии членов избиркомов. Ведь не секрет, что сегодня большинство избиркомов, которые формируют из чиновников и бюджетников, то есть прямо зависимых от власти граждан, являются не независимыми органами, заботящимися лишь о том, чтобы результаты выборов отражали действительную волю избирателей, а заинтересованной стороной, обеспечивающей на выборах нужный для власти результат...

Эту ситуацию надо было бы менять немедленно (например, полностью исключить участие исполнительной власти в формировании избиркомов), если мы хотим, чтобы выборы стали хотя бы относительно честными. Но такая инициатива не прозвучала.

Что же, подождем до следующего года – может быть, в президентском послании-2010 последуют более решительные предложения?

Источник: www.spb.yabloko.ru

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).