В воспоминаниях А.С.Казанцева «Третья сила» рассказывается, что в довоенной Европе о сущности фашизма ходил анекдот:
«Многочисленная семья Муссолини сидит за обеденным столом. Вдруг самый младший сын, Романо, обращается к отцу с вопросом:
- Папа, что такое фашизм?
Диктатор-отец посмотрел строго на сына и сказал:
- Ешь и молчи.
В трёх коротких словах заключались одновременно и правила поведения за столом, и ответ на вопрос».
Нечто подобное могли бы сказать творцы и апологеты установленного в России авторитарного режима. Чем далее, тем более «ешь и молчи» становится сутью послания, которое адресуется захватившей в России власть группировкой гражданам. Это, конечно, не фашизм, национал-социализм или коммунизм, в своих классических формах всецело принадлежащих прошлому. История вообще интересна тем, что последующие поколения испытывают при возникновении некоторых схожих условий, толчки идущих из прошлого волн, оформляющих современный опыт в одежды похожие на старые костюмы.
Очередным этапом на пути движения к цели «ешь и молчи» стало возбуждение 13 сентября 2009 года уголовного дела против заведующего кафедрой «Отечественной истории» Поморского государственного университета, профессора, доктора исторических наук Михаила Николаевича Супруна и начальника Информационного центра (ИЦ) УВД по Архангельской области (АО) Александра Васильевича Дударева.
Доктор исторических наук подозревается в том, что якобы «из корыстных побуждений с целью последующего сбыта решил организовать и осуществить сбор и формирование в электронную базу данных сведений о репатриированных с территории Германии по окончании Второй мировой войны граждан СССР, являющихся этническими немцами и поляками, выселенных в административном порядке в период 1945–1956 годов на территорию Архангельской области … ». В дальнейшем, М.Н.Супрун якобы «умышленно, путем уговоров склонил начальника ИЦ УВД АО А.В.Дударева обеспечить ему и указанным им лицам беспрепятственный доступ к проверочно-фильтрационным делам спецпереселенцев». А.В.Дударев подозревается в том, что «отдал указание подчиненным ему сотрудникам архива ИЦ УВД АО допускать в архив Супруна М. Н. и указанных тем лиц».
По абсурдности обвинения напоминают те, которые выдвигались в прошлом следователями НКВД. Это уже не декларации о том, что «мы не допустим пересмотра истории», не карикатурный «круглый стол» в Госдуме России о законе против «фальсификаций истории», не жалкая комиссия, преследующая одноимённую цель. Здесь видна попытка наказать уголовными методами тех людей, которые открывают обществу историческое прошлое.
Только что 48 российских учёных и гуманитариев выступили с открытым письмом в поддержку М.Н.Супруна и А.В.Дударева. К счастью, наше общество находит в себе силы, чтобы выступить в защиту тех наших соотечественников, которые занимаются важнейшим для России делом – исторической истиной. И я надеюсь, что «письмо 48» станет «письмом 480», «письмом 4800» и так далее. Несомненно, что в нашей стране достаточно людей, которые не желают жить на коленях.
Большевицкий режим часто называют уголовным, бандитским. Не только потому, что большевики пришли к власти в России насильственным путём, но и потому, что страной они управляли репрессивными, бандитскими методами. Похоже, что прямой наследник этого режима – авторитарный российский режим в своей эволюции подошёл к стадии, когда людей начинают преследовать уголовными методами за их убеждения. «Ешь и молчи!» - его девиз. «Не дождётесь!» - ответ гражданского общества.
Оригинал статьи и ее обсуждение