13 октября 2009
общественно-политическая газета «Осетия. Свободный взгляд»

Юнус-Бек Евкуров: «Нам надо помириться!»

В Назрани по инициативе Северо-Осетинского регионального отделения объединения демократической партии «Яблоко» прошел круглый стол под девизом «На пути к миру и согласию», в котором приняли участие представители различных правозащитных организаций. Обсуждалась одна из самых актуальных на сегодняшний день тем, касающаяся налаживания дальнейших добрососедских отношений между ингушами и осетинами. В работе заседания круглого стола приняли участие: президент Ингушетии Ю. Евкуров, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин, комиссар Совета Европы по правам человека Т. Хаммерберг, представитель московско-хельсинсокй группы Л. Волкова, руководитель фонда «Социальное партнерство» В. Борщев и другие.

Осетинскую делегацию возглавил с А. Сидаков, который, открывая встречу, сказал: «Мы приехали сюда с открытой душой. Все осетины знают, какие страдания выпали на долю ингушского народа. И сегодня ваш народ испытывает серьезные проблемы, касающиеся прежде всего внутренней безопасности, поэтому перед лицом угрозы терроризма я хочу еще раз заявить о том, что мы хотим жить мирно. Перед нашими двумя народами стоит много нерешенных проблем, которые невозможно преодолеть легко, однако, тем не менее, отношения между нашими народами надо развивать. У осетин принято говорить, что сосед бывает иногда ближе, чем дальний родственник».

Круглый стол должен был пройти в июне, но жизнь внесла свои коррективы. В связи с тем, что на Ю. Евкурова было совершено дерзкое покушение, это заседание решено было отложить. Теперь, когда он приступил к работе, правозащитники решили собраться, чтобы обсудить острые и злободневные проблемы. Они говорили о том, что без гражданского общества и без помощи правозащитных организаций в деле сближения двух некогда братских народов ничего не получится. Участники согласились во мнении, что нужны совместные проекты, с помощью которых можно было бы говорить о дальнейшем взаимодействии и сотрудничестве, которое с приходом к власти Ю. Евкурова, стало более реальным. Это был первый круглый стол, за которым неправительственные организации имели возможность открыто и честно обсудить наболевшие вопросы, а таковых оказалось очень много.

В частности, и ингушские представители, и президент республики указывали на то, что коррупция является одним из тех звеньев, которая процветает как в одной республике, так и в другой. «И она нам мешает развиваться. Она мешает строить дальнейшие отношения», - заявил Ю. Евкуров. Следом за этим прозвучала реплика одного из участников заседания, который сказал, что владеет информацией, касающейся того, как коррумпированные чиновники в силовых структурах Северной Осетии «за 24 часа выдают гражданам Грузии российское гражданство. И это, естественно, делается за определенную мзду. Потом эти выходцы из грузинских сел занимают дома, которые принадлежали некогда ингушам».

Это была только, как говорится, «закваска» в разговоре, который затрагивал тему возвращения беженцев и вынужденных переселенцев. Все правозащитники утверждали, что проблему таких граждан нужно решить просто способом их возвращения на прежнее место жительство. Однако один из делегатов с ингушской стороны высказал свое сомнение по этому поводу: «Вчера мой сосед отобрал у меня дом, а сегодня он через забор протягивает мне руку и просить жить с ним в мире. Это, по меньшей мере, абсурдно». Однако многие не согласились с такой постановкой вопроса, и, прежде всего, Ю. Евкуров, который попросил выступающего быть более вежливым и более осторожным в своих высказываниях. Вместе с тем, сам он сказал о том, что готов уже план, согласно которому предусмотрено строительство жилья как для осетин, так и для ингушей. «Он уже разработан и готов к принятию», - заявил президент. В случае принятия этого плана российским правительством будет выделено более 7 миллиардов рублей для постройки домов, в которых будут жить по соседству ингуши и осетины.

После этого слово было предоставлено Т. Хаммербергу, который сказал:

- Я недавно принял на себя обязанности комиссара по правам человека Совета Европы, но уже давно был знаком с совместными проблемами, которые стоят перед осетинским и ингушским народом. Я очень хорошо знаю, в каком положении здесь находятся перемещенные лица, поэтому, когда я услышал о том, что состоится нынешняя встреча, то решил, что это хорошая новость. Миротворческая миссия немного отличается от проблем прав человека. Я здесь не для того, чтобы устанавливать мирные переговоры, а для того, чтобы понять, как соблюдаются права человека в вашем регионе. В связи с этим хочу заявить, что миротворческая деятельность невозможна без правозащитников, которые первыми должны решить насущные проблемы, а если же они не решаются или решаются плохо, то можно сказать, исходя из общеевропейского опыта, что такие общества и государства однозначно можно считать плохими. Если начинаются успешные мирные переговоры, значит, уже решены проблемы по правам человека, но без этого сказать о развитии мирного процесса невозможно.

На примере Северной Ирландии, балканских стран, можно говорить о том, какое важное значение в этом вопрос имеет роль гражданских обществ. Власть должна идти на сближение с ними, чтобы избежать влияния экстремистов. Сейчас политики, как с одной стороны, так и с другой, боятся принятия решений по вопросу мирного сосуществования осетин и ингушей. В этом случае они могут быть подвергнуты жестокой критике экстремистских групп, которые существуют внутри вашего общества. В случае, если руководители двух республик примут кардинальные решения по взаимовыгодному сотрудничеству, на них тут же набросятся с жесткой критикой. Такая ситуация не является новой и она уже имела место во многих европейских государствах. Из этого можно сделать вывод. В виду того, что власти не хотят рисковать и не очень стремятся идти на сближение, наступает время гражданских обществ, которые обязаны предпринимать шаги в этом направлении. Только после этого власть прислушается к их мнению и тоже начнет действовать и искать взаимного сотрудничества. Пока что дело по мирному урегулированию осетино-ингушского конфликта могут сдвинуть с мертвой точки неправительственные организации. Если им удастся наладить процесс, то это впоследствии отразится и на политических действиях. Это не легко. Всем - и ингушам, и осетинам, которые хотят мира, могут говорить свои же, что они являются изменниками родины. Нужно в этом случае проявлять лояльность и думать о том, что в будущем может принести благо двум народам.

Т. Хаммерберг также заверил присутствующих, что им гарантирована поддержка Совета Европы. К участникам круглого стола обратилась также Е. Баркинхоева, которая является представителем Комитета содействия поиску заложников и без вести пропавших. Она заявила о том, что после конфликта неизвестна судьба 20 осетин, а также 200 ингушей, которые пропали без вести. Власти, по ее словам, практически не помогают в поиске этих людей, что серьезно осложняет работу этой общественной организации.

Присутствующие говорили так же о проблеме черменской средней школы, где, как указывалось, ингушские дети лишены возможности учиться. «Поэтому, - как сказал председатель ингушского общества «Даймокх», - им приходится преодолевать несколько километров, чтобы попасть в другую школу». Потом было сделано громогласное заявление, суть которого заключалась в том, что теракты, совершаемые в Ингушетии, бывают организованы именно беженцами, которые некогда жили в Северной Осетии.

После этого тема круглого стола радикально поменялась, потому что жители Назрани и других городов, воспользовавшись присутствием Ю. Евкурова, стали рассказывать ему о своих насущных проблемах. Президент заметил после этого, что работа круглого стола была сорвана, но Т. Хаммерберг был готов выслушать всех ингушских матерей, чьи дети были убиты в последнее время за подозрение в пособничестве бандитам и террористам. Одна за другой, они стали излагать свои проблемы. Одна из матерей рассказала, что средь бела дня к ним в дом ворвались люди в комуфляже, которые расстреляли ее сына у нее на глазах. После таких историй, естественно, было не до решения вопросов, касающихся налаживания добрососедских отношений.

После завершения работы круглого стола президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров дал эксклюзивное интервью нашей газете.

- Вы говорили сегодня о плане совместного проживания, на внедрение которого может быть направлено 7 миллиардов рублей. Кем он разработан?

- Руководством вашей республики. Конечно, не обошлось и без нашего участия, но в целом этот план разрабатывало по предложению Президента России руководство РСО-А. Мы его целиком одобряем и поддерживаем. Этот план разработан с целью примирения двух наших народов. Когда рассматривался этот вопрос, мы все думали не столько о том, как и когда могут быть возвращены беженцы, но скорее о том, как их можно будет обустроить, что гораздо сложнее. Мы подняли со своей стороны вопрос перед Президентом России и сказали ему о том, что нужно заново обустраивать жизнь не только ингушей, которые пострадали в результате известного конфликта, но и осетин. Чтобы мы не смотрели в дальнейшем со злостью друг на друга, нам необходимо сделать следующим образом - если ингуш строит дом, то надо осетину, проживающему рядом, тоже дать возможность построить такой же дом. Будут построены также дороги, садики, школы.

- Что может помешать реализации этого проекта?

- Если эти громадные деньги будут отданы не в те руки, то ничего из этой идеи не получится. Это главное, а в остальном, я думаю, никто не будет против, чтобы такой проект был внедрен. Например, я думаю, что люди, живущие в Тарском, не откажутся от возможности построить новый дом или воздвигнуть такой же дом на месте разрушенного. Точно так же я уверен в том, что жители Чермена не будут против развития своего села.

- Представим себе, что этот план реализован, но кто при этом дает гарантии того, что призрак осетино-ингушского конфликта не вернется снова?

- Гарантия в одном - в объединении. Только общими усилиями мы сможем воспротивиться злу любой войны. Кто бы что ни говорил, но это нужно сделать, и хочу сказать, что в этом процессе должны участвовать не только молодые люди, не только люди пожилого возраста, но и средства массовой информации. При этом не надо обращать внимания на тех крикунов, которые постоянно нас провоцируют. Если будет объединяющая сила, то будет и гарантия будущей нашей общей безопасности. Если же этого не произойдет, то никто ничего не выиграет, не ингуши, ни осетины.

- Скажите, что же все-таки происходит сегодня в Ингушетии, и как Вы относитесь к тем высказываниям, в которых говорилось, что в терактах, происходящих на территории Вашей республики, виноваты те, кто когда-то жил в Осетии.

- Сразу скажу, что это никак не связано с осетинами. Нельзя так говорить и мы не должны валить это на осетин. Сейчас в Ингушетии активировались бандформирования, одной из главных целей которых является подрыв российских основ жизнеустройства. Кроме того, им надо оправдать те средства, которые им поставляют для этой цели их заграничные «кураторы». Таким образом некие люди за пределами нашей страны хотят нам доказать, какими они являются всесильными. Сразу скажу, что не такие уж они и всесильные. Мы крепче. Причем гораздо. Мне и Р. Кадырову, президенту Чечни, хотят всеми этими противоправными и незаконными действиями сказать: «Вы начали против нас свою спецоперацию, а мы начинаем в таком случае свою». Факты эти есть. Но, если они так нам хотят ответить, то мы тоже найдем, что сказать, и мы ответим им на свой лад. Наши совместные действия против боевиков мы сейчас активировали. Но еще раз скажу, что это никак не связано с проблемами Пригородного района. Да, беженцы играют определенную роль в непростой ситуации, которая сложилась в Ингушетии, но не более того.

- Как Ваше здоровье?

- Спасибо, мне уже лучше. Через Вашу газету я хочу выразить благодарность всему народу Осетии, который меня поддерживает. Большое спасибо тем, кто хочет, чтобы осетины и ингуши жили мирно. Я абсолютно уверен в том, что это рано или поздно произойдет.<

Ефим Пицаев,

«Осетия. Свободный взгляд», №94(637) от 10.10.2009 г.

 

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).