Городской парламент открывает сезон — вчера в Мариинском дворце прошло первое постканикулярное заседание. Заметим, что нынешний сезон для городского парламента — юбилейный: ему исполняется 15 лет. «Полукруглая дата» наступит в конце года. 14 декабря 1994-го тогда еще Городское собрание, пришедшее на смену Ленсовету, незаконно распущенному Борисом Ельциным с подачи Анатолия Собчака, провело свое первое заседание. В тот же день было принято предложение депутата Леонида Романкова о переименовании представительного органа в Законодательное собрание. С тех пор очень многое в законодательном органе изменилось. Впрочем, это тема для отдельного анализа, который будет представлен читателям «Новой» ближе к юбилею.
Кофе-брейк среднего рода
Вчера сенсаций не случилось, да и повестка дня не была перегружена — полтора десятка вопросов, ни один из которых к первостепенным не относится. Характерно, что в повестку именно этого заседания попал внесенный еще в марте 2008 (!) года Сергеем Никешиным («Единая Россия») вопрос об изменении регламента ЗакСа.
Депутат предлагает заседать с 10 до 15 часов (сейчас — до 17.30) с перерывом с 12 до 13 часов (сейчас перерыва два: с 12.00 до 12.30 и с 14.30 до 15.30). С учетом того, как в последнее время проходят заседания, — вполне логично: обнаружить в зале после второго перерыва больше десятка депутатов удается не каждый раз. Между тем голосование «по доверенности» отменено — и хотя депутаты, как показывает практика, по-прежнему голосуют за себя и за того парня без всяких доверенностей, первая же перекличка неизбежно показывает очевидное: отсутствие кворума в зале. Видимо, сейчас настал момент узаконить сложившуюся практику…
Из принятого вчера отметим обращение к министру образования и науки Андрею Фурсенко о защите русского языка, внесенное единороссами, недовольными последними скандальными нововведениями министерства (о кофе среднего рода, и не только). Коммунисты при этом еще и обратились от своего имени к премьеру Владимиру Путину, требуя отстранить от должности самого Фурсенко. Еще отметим, что муниципалы из Красного Села не получили права на капитальный ремонт дорог, а муниципалитеты «Коломна» и «Георгиевский» не смогли вернуть ранее отнятые у них полномочия (сегодня соответствующую жалобу «Коломны» рассматривает Уставный суд: депутаты полагают, что изъятие части полномочий у отдельно взятых муниципалитетов противоречит закону).
Творческие планы
Что ждет нас в наступающем парламентском сезоне? По традиции, свои прогнозы на стартовой черте дали руководители ЗакСа и лидеры фракций.
Председатель ЗакСа Вадим Тюльпанов говорит, что «в условиях экономического кризиса, последствия которого город, к сожалению, все еще ощущает, нас прежде всего ждет серьезная бюджетная работа», констатирует 20-процентное снижение доходов городского бюджета по сравнению с тем же периодом 2008 года, но обещает, что «все социальные обязательства Петербурга останутся неприкосновенными». Правда, сроки рассмотрения бюджета будут сдвинуты — первое чтение бюджета пройдет в середине октября. Меняться и дополняться, по словам Тюльпанова, будет градостроительное законодательство, касающееся зеленых насаждений. Также в ближайшее время планируется рассмотрение уже получившего широкую рекламу «собачьего» законопроекта, о котором рассказывала «Новая».
Глава фракции «Единой России» Вячеслав Макаров говорит, что главным для его коллег будет антикризисное законодательство. Тем более что в ноябре в Петербурге запланирован антикризисный партийный съезд единороссов, где собираются рассматривать именно региональные антикризисные инициативы. По словам Макарова, в каждом регионе лучше знают, какие меры по выходу из кризиса надо предпринимать на его территории. При этом все питерские антикризисные меры будут согласовываться с администрацией — Валентину Матвиенко единороссы, как говорит Макаров, неизменно поддерживают и считают абсолютно правильной и эффективной ее политику.
У оппозиции планы не настолько обширные — тем более что ее возможности сильно ограниченны.
По словам лидера фракции «эсеров» Олега Нилова, у них приоритеты те же, что и раньше: «социальные, бытовые вопросы, питание школьников, обеспечение медикаментами, защита прав владельцев гаражей, которые сносят в разных концах города, — в общем, все то, что касается абсолютного большинства простых людей».
«Обязательно внесем доработанный вариант закона о защите прав гаражников, который однажды мы уже внесли, но администрация потребовала его зарубить, что и произошло, — говорит Нилов. — Надежды на голосование в зале по этому проекту, несмотря на его актуальность, у нас мало, но мы пойдем другим путем: будем проводить депутатские и общественные слушания, чтобы показать людям, что есть и другие инициативы, нежели те, что вносит администрация или «Единая Россия». Также, по словам Нилова, фракция попробует провести депутатские слушания, чтобы добиться принятия в ЗакСе постановления о поддержке федерального законопроекта о строительных сберегательных кассах (идея Оксаны Дмитриевой, которую она давно и упорно пробивает).
«Коммунисты всегда в первую очередь выступают за социальную поддержку, за развитие образования и здравоохранения, — говорит лидер фракции КПРФ Владимир Дмитриев. — У нас в портфеле более пятидесяти законопроектов, которые мы будем предлагать, в том числе о поддержке начального профессионального образования, которое сильно запущено».
«Мы, конечно, за то, чтобы увеличивалась социальная поддержка, чтобы поддерживались образование и здравоохранение, — говорит вице-спикер Геннадий Озеров (ЛДПР). — Но мы считаем, что тратить деньги можно, когда они есть! Надо подумать, где взять средства на дополнительные расходы бюджета. Поэтому будем требовать, чтобы федеральный центр в соответствии с законом компенсировал нам потерянные доходы от игорного бизнеса и передал обещанные долги акцизов на спиртное и табачные изделия»…
Чужие дети здесь не ходят
В заключение — история в стиле «хоть смейся, хоть плачь».
Читатели «Новой» наверняка помнят скандал, разразившийся в конце июля, когда в метро перестали пускать бесплатно иногородних детей.
«Кому такая дурь в голову пришла?» — пылала праведным гневом Валентина Матвиенко, и с ней в кои-то веки хотелось полностью согласиться. — Нет слов для возмущения. Это не характерно для Петербурга. Петербург всегда был гостеприимный город. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали не только зарубежные туристы, но и жители всех регионов…» Потом, правда, выяснилось, что губернатор (опять же в кои-то веки) занималась самокритикой: поправку в закон, ограничившую бесплатный проезд дошкольников только питерскими, внесла именно она. Тем не менее на заседании правительства было заявлено, что ошибочный закон осенью пересмотрят. Поверив в эти благие порывы, депутат Павел Солтан (СР) тут же написал законопроект о предоставлении права бесплатного проезда в Петербургском метрополитене всем детям, имеющим российское гражданство, до достижения ими возраста семи лет. Документ, согласно уставу города, перед внесением отправился на заключение к губернатору, и… как вы думаете, читатель, что произошло дальше? Солтану ответили, что горячо поддерживают проект, исправляющий досадную ошибку и реализующий данные правительством обещания? Как бы не так: Валентина Матвиенко прислала на него отрицательный отзыв!
14 августа из смольнинской канцелярии в Мариинский дворец отправилось письмо № 07-106/8515, в котором губернатор сообщала депутату Солтану, что проект «расширяет круг лиц, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на метро в Санкт-Петербурге, и, соответственно, реализация проекта закона потребует выделения в 2009 году дополнительных средств бюджета Санкт-Петербурга». И далее: «В условиях нестабильности финансового рынка и изменения динамики показателей развития экономики Санкт-Петербурга полагаю, что органы государственной власти не вправе брать на себя обязательства, выполнение которых не может быть гарантировано, а должны сосредоточить затраты средств бюджета Санкт-Петербурга на безусловном выполнении имеющихся обязательств».
Надо полагать, возмущаясь реализацией собственной поправки и уверяя в неизменном гостеприимстве Петербурга, Валентина Ивановна еще не знала о «нестабильности финансового рынка» и опрометчиво давала обязательства, выполнение которых не может быть гарантировано.
Ошарашенный таким отзывом Солтан приложил к своему законопроекту при его внесении не только отзыв губернатора, но и выдержку из информационного бюллетеня Смольного от 27 июля, где цитировались приведенные высказывания Валентины Матвиенко. И теперь перед парламентариями стоит непростая задача: чему отдать предпочтение при голосовании за или против — официальным заявлениям губернатора или ее не менее официальным заключениям на законопроекты, коли они друг другу кардинально противоречат?
Ларчик, впрочем, открывается крайне просто. В Смольном давно уже реализуется следующая стратегия: законопроекты, решающие важные социальные задачи и потому популярные среди граждан, должны приниматься только по представлению губернатора, чтобы потом их можно было объявить исключительно ее заслугой. В крайнем случае это может быть внесено «Единой Россией» (и то случается, что законопроекты партии власти получают отрицательные отзывы или вето губернатора).
Допустить, чтобы был принят популярный законопроект, внесенный парламентской оппозицией, — вопиющее нарушение неписаных правил: такие проекты надежно блокируются. А затем вносятся практически такие же законопроекты — но уже от имени губернатора, и немедленно принимаются. Что касается возмущающейся этой «технологией законотворчества» оппозиции, то ей всегда можно сказать, что на законы нет авторского права…