Эсхил. «Просительницы убежища». Спектакль Александра Гнездилова


Видеоспектакль Творческого объединения «Гнездо»

В ролях:

  • Аида Ахмеджанова — Данаиды
  • Виктор Балабанов — Пеласг
  • Эрвин Гааз — Данай
  • Евгений Елсуков — глашатай Египтидов

Автор сценической версии и режиссёр-постановщик — Александр Гнездилов

Александр Гнездилов - член Федерального политкомитета партии Яблоко. Виктор Балабанов - член партии.

В основе спектакля — трагедия Эсхила «Просительницы» («Молящие») в переводах Соломона Апта, Адриана Пиотровского и Вячеслава Иванова, посвящённая древнегреческому мифу о Данаидах и написанная около 2 500 лет назад.

Первое известное исполнение «Просительниц» в Афинах состоялось в 463 году до нашей эры, но по ряду архаических особенностей драматургии учёные относят пьесу к середине 470-х годов до н. э. Если литературоведы правы, «Просительницы» — древнейшая пьеса в мире (из дошедших до наших дней).

Но действие этой античной трагедии разворачивается как будто в XXI веке: сёстры Данаиды, нелегальные мигрантки из Ливии, бегут на корабле через Средиземное море в Грецию, надеясь найти здесь убежище от войны, оккупации своей родной страны и угрозы насильственного брака со своими двоюродными братьями, Египтидами.

Война, преступления оккупантов на захваченных территориях, насилие, в том числе сексуальное, по отношению к мирному населению, беззащитность перед произволом, нерешительность остального мира перед лицом зла, гендерное неравенство и токсичная маскулинность — вот круг тем и проблематика «Просительниц убежища» в «Гнезде».

Эсхил (525 — 456 гг до н. э.), часто именуемый «Отцом трагедии», был также ветераном Греко-персидских войн. Защищая свободу Афин от персидской деспотии, Эсхил прошёл все самые значимые сражения своей эпохи (Марафон, Саламин, Платейская битва).

Возможно, поэтому в своих произведениях драматург показывал войну не с парадной стороны. Он мог описывать события со стороны побеждённого противника (трагедия «Персы») или, как в «Просительницах», делал героями пьесы мирных людей, бегущих от преступлений войны.

И, одновременно, «Просительницы» — первое художественное произведение, где возникает тема античной полисной демократии: вопросы возможной войны и предоставления убежища глава города, царь Пеласг, не вправе решить в одиночку, без учёта мнения народного собрания, то есть тех, кому, в случае войны, предстоит сражаться, убивать и погибать.

Спектакль Творческого объединения «Гнездо» — первая постановка трагедии «Просительницы» в истории российского театра.