Апелляционная коллегия Верховного суда оставила в силе решение нижестоящей инстанции не рассматривать иск «Яблока», оспаривающий постановление ЦИК о трехдневном досрочном голосовании.
Верховный суд подтвердил нежелание судебной ветви власти вникать в нарушения ЦИК федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», говорит юрист «Яблока» Григорий Макаров.
Постановление нарушает сразу три права истцов: право избирать и быть избранным на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 3, ст. 7); право в наблюдении за проведением выборов (п. 28 ст. 2, п. 4 ст. 30); право участвовать в предвыборной агитации на равных условия
ЦИК превысила свои полномочия и по сути присвоила себя полномочия Госдумы, введя новые правовые режимы – «досрочного голосования в помещении» и «досрочного голосования на дому», – которых нет в законе «Об основных гарантиях». Новые режимы не только не гарантируют тайну голосования и не исключают возможность подмены бюллетеней, а наоборот создают дополнительное пространство для манипуляций, подчеркивает юрист «Яблока».
Согласно статьям 65 и 66 закона «Об основных гарантиях», ЦИК обязана была определить порядок проведения досрочного голосования, в том числе вне помещений избирательных участков.
Сейчас в постановлении нет критериев отнесения тех или иных территорий к местам, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Нет в оспариваемом документе и критериев, какие места можно считать пригодным для проведения голосования, например, на придомовых территориях. Кроме того, постановление не определяет, какой орган принимает решение об отнесении конкретных территорий к той или иной категории.
То есть избирательные комиссии по своему усмотрению решают, где проводить досрочное голосование, а участники выборов не знают, где оно будет проходить, и потому не могут его проконтролировать.
Оспариваемая редакция постановления создает правовую неопределенность, что влечет за собой правовой произвол со стороны избирательных комиссий и обоснованные сомнения в законности такого трехдневного досрочного голосования, а также в законности итогов самих выборов, проведенных на пеньках и в багажниках, говорит Григорий Макаров.
Помимо этого, в постановлении ЦИК нет четких правил, устанавливающих максимальное количество переносных урн, что создает дополнительные возможности для манипуляций и для подмены как бюллетеней, так и целых ящиков с бюллетенями.
Постановление ЦИК не предполагает также использование непрозрачных конвертов для бюллетеней избирателей, проголосовавших досрочно. Нет в нем и других достаточных норм, предусматривающих хранение бюллетеней (например, в ночное время) и исключающих искажение воли избирателя