Депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг (фракция «Яблоко») направил официальное обращение генеральному прокурору России Игорю Краснову с просьбой проверить законность привлечения редактора отдела религии дагестанской газеты «Черновик» Абдулмумина Гаджиева и иных лиц к уголовной ответственности по обвинению по ч. 4 ст. 205.1 («Организация финансирования терроризма») и ч. 2 ст. 205.5 («Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической») Уголовного Кодекса РФ.
В обращении политик упоминает, что уголовное дело в отношении Абдулмумина Гаджиева было возбуждено в июне 2019 года, с 14 июня он находится под стражей (срок его ареста продлен до 13 марта текущего года). В июле 2019 года в Следственном управлении Следственного комитета России по Республике Дагестан Гаджиеву предъявили обвинение по вышеуказанным статьям.
По оценке правозащитного центра «Мемориал», постановление о привлечении Гаджиева к уголовной ответственности не содержит ни описания преступления с указанием времени и места его совершения, ни обстоятельств, подлежащие доказыванию. «Мемориал» признал Гаджиева политическим заключенным.
Правозащитники полагают, что постановление представляет собой текст о не имеющих отношения к делу вопросах, в частности, о миротворческой деятельности России на территории Сирийской Арабской Республики, об экономических потерях российских компаний, имеющих экономический интерес в данном регионе.
Адвокаты Гаджиева заявили, что наличие у него умысла на совершение преступлений, обвинение по которым ему предъявлено, ничем не подтверждается, доказательства вины Гаджиева отсутствуют.
Лев Шлосберг подчеркнул, что показания Кемала Тамбиева, обвиняемого по тому же уголовному делу, данные против Гаджиева, были получены с применением пыток, о чем впоследствии заявил и сам Тамбиев.
Политик отметил, что сам Гаджиев уверен, что уголовное преследование в его отношении является незаконным и направленным на воспрепятствование осуществления им профессиональной журналистской деятельности, в том числе в газете «Черновик», публикации в которой затрагивают интересы лиц, имеющих доступ к органам государственной власти.
Депутат упомянул, что Гаджиев женат, на его иждивении находятся 4 детей.
Парламентарий просит Генерального прокурора РФ провести прокурорскую проверку законности привлечения Гаджиева к уголовной ответственности, дать правовую оценку действиям сотрудников СУ СК по Республике Дагестан, связанным с привлечением Гаджиева и иных лиц к уголовной ответственности, просит проверить сведения о применении пыток в отношении лиц, обвиненных в рамках этого же уголовного дела.
Политик просит генерального прокурора принять меры прокурорского реагирования, в том числе установить лиц, виновных в незаконном уголовном преследовании Абдулмумина Гаджиева (заказчики, организаторы, исполнители) и привлечь их к ответственности, установленной законодательством РФ, по подведомственности.
Комментируя отправку обращения, Лев Шлосберг написал в своём телеграм-канале:
«Абдулмумин Гаджиев и “Черновик” писали о коррупции в Дагестане, которая является в этом регионе “скрепой” государственной жизни. Коррумпировано всё: чиновники, силовики, бизнес. Цементом коррупции является страх. Гаджиев не боялся.
Ответом на его публикации против коррупции стало вымышленное обвинение в терроризме. Это обвинение становится фирменным знаком политических уголовных дел в России. На Кавказе оно стало бичом уже много лет назад, сейчас эта дикая практика перекинулась на всю Россию, но Кавказ на карте фальсифицированных уголовных дел остаётся столицей беспредела и организованного бандитизма. “Показания свидетелей” против Гаджиева были получены под пытками и, возможно, подкупом.
Единственный способ вырвать невиновного человека из пасти Минотавра – это максимально громко и много писать и говорить об этом человеке, его деле, о беззаконии по отношению к нему, о всех совершенных в отношении него преступлениях.
Я не депутат Республики Дагестан, но я гражданин России, и для меня каждое из таких бандитских уголовных дел – это удар по мне, по моему личному миру. Каждый из нас должен отвечать на эти удары. Свободу Абдулмумину Гаджиеву! Требую установить, арестовать и судить всех причастных к возбуждению уголовного дела против него».
Обращение было подготовлено по просьбе жителей Республики Дагестан.
Ответ Генеральной прокуратуры на обращение депутата будет опубликован.