10 декабря 2019
Пресс-релиз

53 репрессивных закона. «Яблоко» выявляет документы, нарушающие права и свободы граждан России

К Международному дню прав человека экспертно-аналитическое управление партии «Яблоко» подготовило перечень репрессивных законов, нарушающих права и свободы граждан. В список вошли 53 законодательных акта. Составление такого реестра — часть обязательств партии перед обществом в рамках плана «Яблока» по противодействию политическим репрессиям, принятого в этом году.

Заместитель председателя «Яблока» Александр Гнездилов подчеркнул, что ключевой особенностью формируемого реестра является отказ при его составлении от субъективных, сугубо политических оценок. «Хотя такие оценки — это одна из главных политических задач любой настоящей партии, — говорит он, — в данном случае мы сознательно решили опираться на решения и выводы авторитетных неполитических институций, чтобы наш список имел силу не только политического, но и правового аргумента».

Поэтому в основу перечня репрессивных законов легли правовые заключения Управления верховного комиссара ООН по правам человека, Венецианской комиссии (Европейская комиссия за демократию через право), Уполномоченного по правам человека в России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Речь идет, в частности, о широко известных карательных законах — об НКО-иноагентах, внесудебной блокировке сайтов Роскомнадзором, «оскорблении чувств верующих», «пропаганде ЛГБТ», «нежелательных организациях», антисиротском «законе подлецов», ограничившем иностранное усыновление и так далее.

Но в реестр также попали поправки к закону о ФСБ, расширившие полномочия спецслужбы, «Пакет Яровой-Озерова», «закон Ильдара Дадина», позволивший дважды преследовать за одно и то же деяние (несколько административных наказаний становятся поводом к уголовному делу — именно по этому закону в тюрьму брошен Константин Котов), запрет на владение СМИ иностранными гражданами, а также ограничения свободы совести, свободы собраний, местного самоуправления и другие законодательные акты.

Гнездилов отметил, к примеру, что еще в 2005 году Венецианская комиссия констатировала слишком обширные полномочия Генеральной прокуратуры, непрозрачность ее работы и зависимость от президента страны. Задолго до того, как генеральный прокурор и его заместители получили право вносить иностранные некоммерческие организации в список «нежелательных», за чем следует уголовное преследование лиц, как-либо связанных с этими НКО.

Зампред «Яблока» также сообщил, что в настоящее время эксперты партии с этой же целью анализируют базу решений Европейского суда по правам человека. А составленный к данному моменту перечень из 53 пунктов станет основой для полного реестра репрессивных законов РФ. Он станет одной из основ для законодательных инициатив партийных фракций в региональных парламентах, будет передан ведущим правозащитным организациям России и представлен всему обществу.

Александр Гнездилов убежден, что «единый список антиправовых законов, нуждающихся в немедленном пересмотре, будет полезен стране к выборам 2021-24 годов, как ясное и конкретное программное требование демократической оппозиции и гражданского общества, требование, основанное на праве».


Статьи по теме: Правозащитная фракция


Все статьи по теме: Правозащитная фракция