20 сентября в московском офисе партии «Яблоко» политик и адвокат из Германии Герхарт Баум представил новое издание своей книги «Спасти права граждан. Свобода или безопасность». Встреча была организована при поддержке Фонда Фридриха Науманна. Автор книги – давний член Свободной демократической партии, в 1978-1982 годах он занимал должность министра внутренних дел ФРГ.
Книга немецкого политика поднимает важный вопрос: как защитить права людей в современном мире, если государство, пытаясь обеспечить безопасность, зачастую ограничивает их?
Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен, Анн-Катрин Ридль, Герхарт Баум, Николай Рыбаков, Александр Гнездилов
Модератором дискуссии выступил зампред партии Николай Рыбаков. Несколько лет назад он уже организовывал дискуссию с Герхартом Баумом в Санкт-Петербурге. В своем вступительном слове Рыбаков отметил, что за эти годы в нашей стране не произошло прорыва в сфере защиты прав граждан. «Силовой разгон мирных митингов на улицах Москвы и дальнейшие аресты представителей оппозиции и несогласных граждан лишили нас последних иллюзий о правовом государстве», - сказал политик.
Николай Рыбаков
Председатель «Яблока» Эмилия Слабунова поделилась воспоминаниями о презентации книги в Петрозаводске, где Заксобрание Карелии, депутатом которого она является, отказало в проведении встречи по надуманной причине, опасаясь обсуждения правозащитных тем. Она также отметила, что все права из российской Конституции находятся сегодня в опасности: право на шествия и митинги, право на доступность медицинской помощи, право на получение информации, право на жизнь в чистой окружающей среде, право на получение объективных и всесторонних ответов от органов власти на свои обращения. По мнению Эмилии Слабуновой, для соблюдения прав человека необходимы три условия: правовое государство, демократия, гражданское общество. В России демократия только строится, но стремиться необходимо к исполнению всех трех пунктов, уверена председатель партии.
Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен, руководитель Московского бюро Фонда Фридриха Науманна, поздравил партию «Яблоко» с победой на прошедших выборах, сказав, что для либералов Германии это очень радостная новость.
Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен
Предваряя свою лекцию, автор книги Герхарт Баум также поздравил «Яблоко». Он рассказал, что в Германии либералы активно следили за событиями, связанными с выборами в российской столице, – регистрацией кандидатов, уличными акциями, арестами и задержаниями, ходом голосования.
Герхарт Баум
Для немецких либералов события, развернувшиеся в Москве, стали очередным примером наступления на права граждан, которому российское общество стало сопротивляться.
В своей лекции немецкий политик рассказал о последних событиях в мире, которые он рассматривает в качестве угрозы безопасности прав граждан.
По мнению автора, в целом ряде государств набирает обороты авторитаризм. Баум полагает, что сегодня действуют не нормы международного права, а право силы. Он отметил, что 27 европейских государств стараются сохранять единство по основным вопросам, несмотря на серьезное давление со стороны некоторых стран. Кроме того, Герхарт Баум рассказал о том, что демократические партии во всем мире испытывают кризис. В Германии, например, во всех земельных парламентах, а также в Бундестаге представлена правоэкстремистская партия. Политик напомнил, что в 1948 году перед лицом отчаяния, в знак отрицания нацизма, была принята Всеобщая декларация прав человека. «Но права человека необходимо отстаивать постоянно. Потому что угрозы возникают перманентно», – отметил Баум.
Заместитель председателя «Яблока» Александр Гнездилов в своем выступлении отдал дань уважения социальному либерализму Герхарта Баума, либерализму, в центре которого — права человека и достоинство личности. Он подверг критике тех политиков, в том числе либеральных, кто заменяют разговор о правах человека сугубо экономическими связями. Зампред «Яблока» обратил внимание, что объемы международной торговли в последние 15 лет растут, но мировой уровень свободы, демократии и соблюдения прав человека стагнирует. Он призвал европейских политиков отказаться от real politik, от «политики as is», которая принимает сегодняшнее положение дел в мире как должное и единственно возможное — в том числе, для стран, где установлены диктаторские режимы.
Александр Гнездилов
Он напомнил, что, например, в России история протолиберальных идей уходит вглубь XVI, XVII и XVIII века. Тогда формируется корпус главных вопросов и тем российского либерализма: участие общества в делах государственного управления, отстранение от власти некомпетентных и коррумпированных временщиков, соблюдение руководством страны своих собственных законов, защита личности от произвольной расправы. Эта программа остается актуальной для России и сегодня. Без перемен к лучшему, без веры в возможность изменений человечество осталось бы в каменном веке — подчеркнул Александр Гнездилов. Как пример возможности изменений, он привел результаты «Яблока» на выборах в Мосгордуму, когда кандидаты партии получили от 36 до 48% голосов москвичей.
Он так же отметил, что сегодня свобода и права человека нуждаются в защите от нападок со всех сторон. С одной стороны, есть государственники-этатисты. Они рассматривают государство как сакральную сущность, а не нанятых для определенной работы служащих, и одобряют все больший контроль правительства над людьми. Либертарианцы считают себя полной противоположностью государственникам. Но на практике они — «этатисты наоборот»: рассматривая государство как воплощение зла, они не видят проблемы в могуществе других групп людей, таких, как частные корпорации. Между тем, государство для либерала — такая же группа людей, как любая другая.
В Китае и России основным нарушителем прав человека выступает бюрократия. Александр Гнездилов напомнил о широком спектре мер контроля за частной жизнью россиян: от принудительного внедрения во все системы связи СОРМ, позволяющих спецслужбам бесконтрольно прослушивать разговоры граждан — до приговоров за перепосты в ВК и «закона Яровой». А в США и Евросоюзе один за другим вспыхивают скандалы со злоупотреблением личными данными людей со стороны частного бизнеса. Так, в последние 1,5 года Facebook признал участие посторонних компаний в расшифровке звуковых сообщений пользователей, а Google сознался в сборе данных о местонахождения части пользователей без их согласия. Александр Гнездилов подчеркнул, что одни люди могут нарушать права других под любой вывеской: как государственной, так и частной. Либералы во всех случаях должны защитить права граждан от злоупотребления могущественных групп.
«Любой человек и любая группа людей (как бы она ни называлась: государство или частная компания) теоретически могут нарушать права других людей и практически время от времени делают это. Поэтому нам нужно выстроить такую систему, при которой эти нарушения будут невозможны. Ни со стороны государства, ни в виде давления государства на коммуникационный бизнес, ни в виде вседозволенности и неограниченной власти частных компаний, когда люди не дают согласия на использование своих данных».
Он назвал угрозой подрыв свободного общества как крайне правыми популистами, так и левыми, ратующими за утопии абсолютного равенства, идеальной политкорректности и safe space, мнимой «абсолютной безопасности». Недопустимо ограничивать индивидуальную свободу, спеленывать человека по рукам и ногам в интересах безличных групп и мнимых идентичностей.
Глава Ассоциации либеральной сетевой политики Анн-Катрин Ридль, согласившись с обеспокоенностью других спикеров в части защиты данных людей в онлайн-пространстве, в то же время подчеркнула, что цифровое пространство является огромной возможностью для людей и существенно расширяет пространство свободы.
Отвечая на вопрос о путях решения кризиса с беженцами, Александр Гнездилов подчеркнул, что это невозможно без экспансии свободы и демократии. Нужно создать мир и процветание там, откуда сегодня бегут люди — иначе они будут продолжать бежать.
Он так же отметил, что в авторитарном режиме такие инновации как электронное голосование становятся не частью прямой демократии, а способом окончательного отчуждения у людей их права на голос, способом уничтожить их возможность воздействовать на государство и менять власть.
Гнездилов подчеркнул, что партия «Яблоко» осознает Россию, как важную и неотъемлемую часть Европы. Он напомнил, что даже славянофилы взяли существенную часть своей терминологии из немецкой философии и публицистики. Так немецкий «sonderweg» превратился у них в «особый путь», а «spiritualitet» стал «духовностью».
Да и сегодня идеологи Кремля базируются прежде всего на концепциях из других стран Европы: всевозможные идеи «национального лидерства» и «глубинного народа» восходят к таким идеологам фашизма, как Карл Шмитт и Юлиус Эвола. Гнездилов назвал позором тот факт, что руководство России, страны, потерявшей столько людей в смертельной войне с нацизмом и фашизмом, сегодня находит союзников и единомышленников в нацистах и фашистах со всей Европы.
Партия «Яблоко» выступает за четыре рамки тесной интеграции России и Европейского союза в рамках Большой Европы: общее безвизовое пространство, общее оборонное пространство, экономическая интеграция и «Большой Эразмус» — общеевропейская система школьных, студенческих, преподавательских, научных, культурных и творческих обменов.