Заместитель председателя партии «Яблоко» Александр Гнездилов выступил на круглом столе «Права человека. Либеральный ответ», состоявшемся в Международном Мемориале. Дискуссия была организована группой «Европейский диалог» под руководством Владимира Рыжкова и Фондом Фридриха Науманна в рамках проекта «Либеральная повестка XXI века».
В дискуссии, которую модерировал глава московского бюро Фонда Фридриха Науманна Юлиус фон Фрайтаг-Лорингхофен, приняли участие экс-министр внутренних дел ФРГ, известный правозащитник Герхарт Баум, лауреат международной премии имени Александра Меня Фальк Бомсдорф (Германия), российские правозащитники Вячеслав Бахмин (Московская Хельсинская группа), Юрий Джибладзе (Центр развития демократии и прав человека), Сергей Лукашевский (Сахаровский центр), Сергей Давидис (правозащитный центр «Мемориал»), Валентин Гефтер (Институт прав человека), адвокат Каринна Москаленко, член СПЧ Лилия Шибанова, координатор проектов Фонда Науманна Галина Козлова.
Участники круглого стола обсуждали универсальность прав человека, степень влияния этой темы на внешнеполитические и экономические решения, суверенитет государств и их международные обязательства по защите прав и свобод граждан.
Александр Гнездилов в своем выступлении высказал мысль о том, что конкуренция между государствами, порой побуждающая правительства к использованию темы прав человека в политических целях — не является проблемой. «Конкуренция государств в этом отношении может быть так же полезна, как конкуренция партий на выборах за избирателя или предпринимателей в экономике за потребителя. Взаимный контроль может способствовать взаимному совершенствованию и продвижению государств к лучшему исполнению своих обязанностей перед гражданами, обязанностей, ради которых государства и существуют».
В этой связи он процитировал послание митрополиту Даниилу московского боярина Федора Карпова, который в 1520-е годы, задолго до Локка и Монтескье, писал: «Для того даны законы, чтобы не было так, что кто сильный — все может. (…) Ведь если ты установишь, чтобы с терпением жили, тогда не нужны для царства или власти правители и князья; итак, упразднится начальство, власть и господство, и будет жизнь беспорядочной; в буйстве сильный будет угнетать бессильного, пусть он терпит».
По убеждению заместителя председателя «Яблока», воздействие защиты прав человека на внешнюю политику и экономику должно быть хотя бы сопоставимо с обратным влиянием. «Чтобы ответить на этот вопрос, давайте спросим себя: как торговые сделки с диктаторами, работа на них бывших руководителей демократических государств и правительств создают у авторитарных режимов убеждение в фиктивности провозглашаемых либералами ценностей? Как нравственное безразличие, де-морализация политики, подходы реалполитик и business as usual создают ощущение вседозволенности в нарушении прав и свобод?»
Гнездилов назвал одним из актуальных вызовов для защиты прав человека меньшую, чем прежде, связь между соблюдением прав и свобод людей в какой-либо стране, с одной стороны, и ее экономическим благополучием, с другой. «20 лет назад в списке лидеров по ВВП на душу населения были исключительно правовые, демократические государства. Вывод из этого был очевиден. Хочешь успеха – соблюдай права человека. Сегодня, после длительного периода высоких цен на нефть, в первых строках этого рейтинга есть такие страны, как Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и так далее».
Еще 20-25 лет назад, в 1990-е, страны, классифицируемые Freedom House как «несвободные», производили примерно 12% мирового ВВП. Сейчас же – около 33%. Это примерно сопоставимо с ситуацией 1930-х годов, когда в значительной части стран Европы утвердились более или менее репрессивные диктаторские режимы.
Ответ на этот вызов, по мнению зампреда «Яблока», должен быть куда шире и фундаментальнее, чем экономические санкции против государств, нарушающих права человека. «Либералы должны приложить усилия к созданию новой экономической модели в мире, где процветание будет определяться не недрами, а умом и талантом человека, свободой для творческой, предпринимательской активности людей».
«Но даже решения этой сложнейшей задачи недостаточно: а как быть с такими авторитарными государствами, нарушителями прав и свобод, как, допустим, Китай, основное значение которого в современном мировом хозяйстве определяется не природными ресурсами, а относительно дешевой рабочей силой и – в связи с этим – положением «мастерской мира»» – заметил Гнездилов.
Нельзя забывать, как это случилось в России в 1990-е, и о внутриполитической цене экономического курса, подчеркнул яблочник: исход выборов в США в пользу Трампа и судьбу Брекзита решили проблемные промышленные районы, жителям которых трудно найти себя в новой пост-индустриальной экономике. Такие же регионы являются электоральной базой, например, для «Национального фронта» во Франции и партии «Альтернатива для Германии» (особенно в бывшей ГДР).
Александр Гнездилов также высказал убеждение, что либералы должны больше информировать общество о цене несвободы, в том числе — и в прямом, непосредственном смысле. Многолетняя тенденция к снижению стоимости сотовой связи в России была переломлена принятием целого ряда репрессивных законов, нагрузивших операторов связи обязательствами по длительному хранению огромных объемов данных о личных переговорах граждан. Слежка за гражданами в прямом смысле слова оплачивается из их карманов.
Гнездилов предложил подумать о создании международной Конвенции о правах человека в Интернете, которая защитила бы прайвеси граждан, их право на анонимность в Сети и конфиденциальность личных данных. По мнению яблочника, «важно поставить все государства и правительства в ситуацию выбора: взять на себя обязательство защищать права и свободы людей в рамках этой конвенции – или отказаться от ее подписания и тем самым признаться в желании следить за своими соотечественниками», чтобы контролировать всю их жизнь: от телефонных разговоров до медицинской карты и от состояния банковских счетов до отметок в дневнике ребенка.