Героями и антигероями уходящей недели стали силовики – Владимир Путин перетасовал свою колоду и спутал кадры.
Масштабные перестановки во власти. В четверг президент Путин поменял трех полпредов в федеральных округах, четырех губернаторов и одного руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС), а у нацгвардии появился второй первый замруководителя. Кроме того, Путин уволил посла РФ в Украине и ликвидировал Крымский федеральный округ, присоединив его к ЮФО. Здесь все перестановки удобно собраны на одной схеме.
Еще одной главной новостью недели стали обыски у главы ФТС Андрея Бельянинова (в 80-х он служил КГБ, где и познакомился с Путиным). В его загородном доме площадью более полутора тысяч квадратных метров были обнаружены «семейные накопления» в коробках из-под обуви: 9,5 млн руб., 490 тыс. долларов и 350 тыс. евро (общая сумма – около 66 млн. руб.). В интернете шутили, что у Бельянинова можно поучиться грамотному составлению персонального валютного портфеля накоплений (если они у вас, конечно, есть). Кстати, уголовное дело о контрабанде, свидетелем (!) по которому проходит бывший глава ФТС, касается не только элитного алкоголя, но и санкционного мяса. Вот так, кому самосанкции (нам), а кому и коробки из-под обуви…
Перестановки показали, что главный кадровый резерв президента – спецслужбы разного профиля: трое из четырех новых губернаторов работали в силовых структурах, а главой ФТС стал генерал ФСБ. «Круговорот генералов в природе» – написал в своем фейсбуке Григорий Явлинский. «Пора прекратить тасовать одну и ту же колоду, хватит назначать на ключевые государственные позиции друзей и охранников президента. Может, лучше начать наконец назначать независимых профессионалов, просто скромных и честных людей?» – спрашивает он.
Впрочем, переформатированию подверглась и вся система силовых и правоохранительных органов, пишет политолог Николай Петров и подводит такой ее итог: усложняется вся конструкция и ослабевает доминирование ФСБ, ни одно силовое ведомство не является самодостаточным и все должны сотрудничать с другими, с выводом старожилов произошло политическое ослабление силовиков, обновлено руководство экономической части силового блока. Особенно интересна проблема «отцов и детей»: во втором поколении происходит трансформация «воинов» в «торговцев».
Однако есть и другой взгляд на эти процессы. Вячеслав Иноземцев считает, что силовики больше не заинтересованы в том, чтобы заработать на процветающей стране, как это было в 2000-е годы, а хотят контролировать ее в любом виде, пусть даже деградирующую и нищую. «Скорее всего, мы присутствуем при зарождении двух новых тенденций. В политической сфере российские власти будут становиться все менее предсказуемыми и все более картинно будут нарушать все мыслимые правила. В экономической сфере ньюсмейкерами окончательно станут одни только силовики, а число их разборок друг с другом будет стремительно приближаться к количеству их "наездов" на представителей бизнеса», – пишет Иноземцев. И ему не кажется, что это агония режима, напротив – «"война всех против всех" в силовых структурах авторитарного общества и есть тот инструмент, который и держит эти структуры "в тонусе", а заодно и сплачивает обывателей».
Иноземцев предлагает «выбрать безопасное место и запастись попкорном», «Яблоко» же призывает попытаться сменить систему уже на этих выборах. И мы в этом не одиноки. Известный физик, главный редактор газеты «Троицкий вариант» (лучшее печатное СМИ о науке даже по версии профильного министерства) Борис Штерн опубликовал в «Новой газете» статью, в которой при помощи метафор из физики убедительно доказал, что только в «неравновесной» человеческой среде возможна смена формаций, и поддерживать на выборах надо силу, дающую наибольшие надежды. «С точки зрения кумулятивного эффекта стоит поддержать того, кто имеет больше шансов пробить одну из стен. Сейчас это "Яблоко"», – пишет физик.
То, чего мы так опасались в прошлом выпуске нашего дайджеста, к счастью, не произошло. Международный Олимпийский комитет допустил российскую сборную на Игры в Рио. Условием стало получение согласия от соответствующих международных федераций. В результате из первоначально заявленных 387 российских спортсменов по состоянию на 29 июля на Олимпийские игры едут 272 атлета. Среди не допущенных до соревнований – 19 спортсменов топ-уровня: олимпийских чемпионов, серебряных и бронзовых призеров Олимпийских игр, чемпионов мира. О том, было ли решение МОК политическим, какую цену России придется за него заплатить и что делать с российским спортом читайте в интервью Григория Явлинского.
Вы, конечно, помните бессмертное «Денег нет, но вы держитесь!». А помните, где и кому премьер Медведев это сказал? Правильно, в Крыму местным пенсионерам. Дмитрий Анатольевич лукавил, деньги на Крым есть, но не на пенсионеров, а на дорогу «Таврида», соединяющую Керчь и Севастополь. Из федерального бюджета на ее строительство выделено 100 млрд рублей, таким образом один километр дороги обойдет в 330 млн, что выше средней цены по стране (России) в 2,5 раза. Сергей Митрохин, руководитель Центра антикоррупционной политики, который и раскопал эту аферу, требует, как минимум, приостановить финансирование и провести аудит проекта Счётной палатой.
А деньги из страны тем временем уходят (и это, кстати, тоже к вопросу о Крыме…). Утечка капитала за 2013-2015 гг. составила 270 млрд долларов. Это примерно 70 Керченских мостов, около 10 сочинских Олимпиад, посчитала председатель «Яблока» Эмилия Слабунова. «Что делать? Выход только один – убирать бюрократию, коррупцию, делать предпринимательский климат дружественным. А для этого нужно поменять власть», - говорит она.
И снова о Крыме. Тем, кому в такую жару выпала судьба мыкаться в Москве, предлагаем сходить на только что открывшуюся в Третьяковской галерее выставку Айвазовского (он жил в Феодосии). Ведь, оказывается, есть множество людей (и это стало понятно по очереди, которая нервно, но при этом терпеливо, несмотря на жару, пятницу и прочие неблагоприятные обстоятельства ждала возможности попасть в залы), которым нравится море «как на картинке». Попробуйте попасть, хотя можно не торопиться: выставка будет до ноября. И не увидим ли мы тогда, что и старик перед последним походом к морю: «видит, на море черная буря»? Сказка – ложь, да... ну, вы знаете дальше.
Всем моря!
Ваше «Яблоко»