18 октября 2015
Пресс-релиз

Явлинский: Россию ждёт тяжёлый и очень опасный кризис

Сегодня, 19 октября, в «Новой газете» опубликована статья Григория Явлинского, в которой он объясняет, почему у политического курса Владимира Путина нет перспективы. Статья так и называется – «Путь, которого нет». Явлинский прогнозирует «тяжёлый и очень опасный кризис», после которого Россия должна будет вернуться на исторически предопределённый европейский путь развития.

Последние выступления президента (в ООН, на американском и российском телевидении) Явлинский назвал «плодом и выражением мировоззрения, лежащего в основе действий, в которые втягивается вся страна». В своей статье политик рассуждает, что на самом деле значат слова президента о «навязывании» России неких «моделей развития», о суверенитете, легитимности и каковы перспективы сотрудничества с новыми союзниками – Китаем и диктаторскими режимами Ближнего Востока.

Под «моделями развития извне», от которых Россию надо защищать, Путин понимает реальное разделение властей, независимую судебную систему, права и свободы человека, неприкосновенность частной собственности. На самом деле это никакие не «модели извне», пишет Явлинский, а «важнейшая составная часть современного исторического процесса, и для любой страны, которая хочет сохраниться в ХХI веке, эти направления развития не вопрос выбора, а императив, неизбежность». Политик уверен, что никакого особого пути вне европейской цивилизации у России просто нет, и попытка построить «свою евразийскую модель» приведет к краху и развалу.

Цель сегодняшней российской госполитики, по его словам, – «сохранение режима персональной власти на неопределенное время». Ради её поддержания уничтожаются все современных государственных институты, таким образом в стратегическом плане страна отбрасывается назад.

Сохранение режима в неприкосновенности обосновывается необходимостью защиты суверенитета страны. В слово «суверенитет» вкладывается почти сакральный смысл, совершенно оторванный от действительности. Григорий Явлинский указывает, что, во-первых, абсолютного суверенитета в мире нет, во-вторых, суверенитет страны «прямо пропорционален её экономической мощи, моральному авторитету государства, пониманию стратегических интересов народа (нации) и способности их реализовывать».

«Если курс национальной российской валюты почти на 100% зависит от торгов нефтью в Нью-Йорке и Лондоне, то какой же это "суверенитет страны"?» – спрашивает автор статьи. «"Что хочу, то и ворочу", это – не суверенитет. <…> Это даже не "подростковый бунт периода полового созревания", преодолеваемый взрослением, а истерика взрослого неудачника, винящего во всех своих неудачах других», – заключает Явлинский.

Говоря о легитимности, которую власть считает «сохранением неприкосновенности власти», автор статьи указывает, что всё ровно наоборот: «основа легитимности современного государства – законная сменяемость власти». Он призывает не забывать, что СССР был создан путём государственного переворота и большого террора, а в 1993 году «была полностью нарушена действовавшая на тот момент Конституция» и «на основе очередного антиконституционного госпереворота была как бы принята нынешняя Конституция». К тому же в прошлом году за резолюцию ООН, отрицающую законность какого бы то ни было изменения статусу Крыма, проголосовали 100 стран, а против только 11.

Во внешней политике, реализуя свою антиевропейскую доктрину, Кремль, старается по возможности объединить и возглавить те страны, где режимы агрессивно отрицают современную демократическую государственность и права человека, выступить в качестве защитника разнообразных диктаторских режимов, явно или косвенно использовать любую сложную ситуацию для ослабления ЕС и особенно США, пишет Явлинский.

Однако диктатуры, за исключением загнанного в угол режима Асада, по мнению автора статьи, рассматривают Россию как цивилизационного противника: «При взгляде с исламского Востока мы – или христианский Запад или территория потенциального распространения ислама. <…> Позиционируя себя как "неевропу", Россия проваливается в межцивилизационную щель и исчезает». Политик замечает, что «ни среди сателлитов Китая, ни в средневековой системе эмиратов и халифатов, ни, тем более, в мире "Исламского государства", ей места нет».

Российская власть и «элиты» не видят этих очевидных вещей из-за «стратегической слепоты, неспособности различать перспективу и тупик», приходит к выводу Григорий Явлинский. Политик подчёркивает, что «следствием такого глубокого и серьёзного непонимания устройства современного мира, презрения ко всему непонятному и непохожему на старые советские представления о жизни, циничного отношения к человеческим судьбам, умышленной демодернизации российского сознания будет тяжёлый и очень опасный кризис».

«После грядущего кризиса и после Путина предстоит серьёзная общественная дискуссия на главную тему – российской и русской самоидентификации, – пишет в заключении Григорий Явлинский. – Именно на этой основе может быть достигнуто взаимопонимание с миром, но при одном непременном условии – ощущении цивилизационной общности».

«Вот тогда станет ясно, что Россия вместе с другими европейскими странами, в том числе и православными странами-членами НАТО, вместе с США и всеми, кто разделяет принадлежность к европейской цивилизации в самом широком смысле, идет общим историческим путем», – заключает политик.

Автор

Явлинский Григорий Алексеевич

Председатель Федерального политического комитета партии «ЯБЛОКО», вице-президент Либерального интернационала. Доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики

О ком статья?

Явлинский Григорий Алексеевич

Председатель Федерального политического комитета партии «ЯБЛОКО», вице-президент Либерального интернационала. Доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики


Статьи по теме: Власть и оппозиция


Все статьи по теме: Власть и оппозиция