К такому заключению пришли яблочники Ленинградской области, проведя собственное расследование «серых» схем перевода лесных земель из одной категорию в другую. Как выяснилось, пятая часть лесного фонда региона, являющаяся лесами сельхозназначения, в нарушение российского законодательства была тихо передана во владение крупному бизнесу.
Наша справка: Площадь земель лесного фонда на территории Ленинградской области составляет 5,7 млн. гектаров. Пятая часть из них числится в составе земель сельскохозяйственного назначения. Ранее эти участки имели статус приписных колхозных лесов для заготовки древесины и во все времена учитывались как земли государственного лесного фонда. Из данных о регистрации права собственности Российской Федерации.
Берег-невидимка
Борьбой с коррупцией в земельной сфере Ленинградское региональное отделение партии ЯБЛОКО совместно с движением «Против захвата озер» занимается всю последнюю пятилетку. Началось все в 2010 году, когда на лесных берегах Нахимовского озера, что в Выборгском районе, (являющихся, к слову, лесами сельхозназначения) начали возводиться элитные домовладения, а высокие заборы перекрыли подходы к воде местным жителям. На лесной дороге появился блокпост с охраной и шлагбаумом, открывающимся только для проезда автомобилей vip- персон.
Народная молва тут же окрестила берег «прокурорским» — по принадлежности к надзорному ведомству одного из землевладельцев. Жители поселка Цвелодубово, собрав более пятисот подписей, направили в органы прокуратуры заявление с просьбой выявить и наказать нарушителей природоохранного законодательства. Целый год прокуроры под различными предлогами «не могли найти» дорогу к таинственному «прокурорскому» берегу. И, наверное, искали бы до сих пор, если бы не экстраординарный ход яблочника из поселка Рощино Владимира Павлова. Он обратился в суд с требованием обязать тогдашнего прокурора области Сергея Литвиненко прекратить бездействие и провести проверку на территории, указанной в заявлении жителей поселка Цвелодубово.
Когда средства массовой информации донесли до Генеральной прокуратуры РФ информацию об этом нерядовом событии, процесс, как говорится, пошел. Яблочник был приглашен в кабинет Литвиненко, где было заключено досудебное соглашение о безусловном проведении проверок. Получив обещание в виде резолюции на своем заявлении, Павлов иск отозвал. А Литвиненко направил в адрес Генпрокурора письмо, в котором отчитался о выездной проверке на Нахимовское озеро и об отказе Павлова от иска. При этом уведомил московского начальника, что на берегах Нахимовского озера недвижимость, принадлежащая сотрудникам органов прокуратуры, отсутствует. Соврал, не моргнув глазом! Ведь в 68 квартале Цвелодубовского участка Рощинского лесничества начальник управления Генпрокуратуры по Северо-Западу Сергей Бедниченко имел два земельных участка для индивидуального жилищного строительства, причем, в пределах водоохраной зоны.
Кстати, в том же письме Литвиненко представил Павлова как «ярого оппозиционера и человека, сознательно идущего на «открытый конфликт с органами власти и прокуратуры».
Феномен двойной собственности
Проверка по письму активиста-яблочника длилась более полугода. В итоге областная прокуратура вроде как прозрела. Ответ за подписью Литвиненко содержал подробное описание выявленных на берегах незаконных строений, а также принятых мер прокурорского реагирования в виде множества исковых заявлений, обязывающих владельцев дач самостоятельно убрать с берегов строения и заборы.
Важный момент: из письма прокурора общественники впервые узнали о существовании двойного учета прав собственности на лесные земли. По одним документам участки принадлежали государству, являясь частью гослесфонда. По другим, они же находились в собственности физических лиц и располагаясь в границах населенного пункта (!).
Почему-то Генпрокурора Юрию Чайка не заинтересовал феномен двойной собственности. Его решение было весьма своеобразным: 44-летний Сергей Бедниченко отправился на пенсию, а Литвиненко – гражданин соврамши - был назначен … прокурором Санкт-Петербурга.
При этом почти все судебные решения о сносе незаконных строений на берегах Нахимовского озера, вынесенные по искам прокуратуры, так и остались неисполненными. В худшем случае хозяева респектабельных коттеджей за высокими заборами отделались штрафом в 1 тысячу рублей. То есть гнев прокуратуры для нарушителей обернулся чем-то вроде дружеского похлопывания по плечу.
Более того, ежегодные общественные инспекции яблочников и участников движения «Против захвата озер» выявили, что за последние пять лет свободных подступов к озеру Нахимовскому становится все меньше - количество коттеджей и заборов на землях лесного фонда неуклонно растет. Этому процессу не помешала и акция по показательному сносу заборов, состоявшаяся в 2011 году с участием лидера партии ЯБЛОКО Сергея Митрохина.
Правовой беспредел
В ноябре 2011 года Сергея Литвиненко на посту прокурора Ленинградской области сменил Герман Штадлер. В начале 2012 года новый прокурор решил провести надзорно-профилактическую операцию «Землепользование» для выявления нарушений российского законодательства при выделении земельных участков местными властями. Яблочники тогда представили в прокуратуру кадастровые номера земельных участков Выборгского района, имеющие двойную регистрацию.
В апреле 2012 года в прокуратуре Ленобласти состоялось межведомственное совещание, посвященное надзору и контролю в сфере земельных и лесных правоотношений. Его участники признали, что факт двойной регистрации порожден нарушением норм лесного и земельного законодательства. «Установлено, что на территории Ленинградской области незаконное изъятие лесных участков из федеральной собственности, включение их в границы населенных пунктов и предоставление для ИЖС носила систематический и массовый характер», - говорится на сайте Прокуратуры Ленобласти. - «По фактам незаконной передачи земельных ресурсов должны приниматься адекватные меры, направленные на возврат утраченных территорий и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности».
Тогда же Счетной Палатой РФ были проведены выборочные проверки трех районов области – Всеволожского, Ломоносовского, Приозерского. Вывод: площадь зеленых зон была сокращена с 732 тыс. до 93 тыс. гектаров, уменьшившись на 87%. То есть фактически население этих районов лишилось почти 90% лесов, которые были превращены в частные владения.
Чиновники провалили судебные дела
Областной комитет по природным ресурсам и Ленинградское областное государственное казенное учреждение (ЛОГКУ) «Ленобллес», вынужденные по долгу службы защищать имущественные интересы государства, обратились в суд с заявлениями о признании 19 земельных сделок недействительными. Два иска были удовлетворены, но апелляционная судебная инстанция их отменила, определив ЛОГКУ ненадлежащим истцом.
И здесь историческая миссия защитника государственных лесов выпала на долю комитета по природным ресурсам Ленинградской области. Он направил соответствующие заявления в суд. А вот дальше повел себя более чем странно: не стал посещать судебные заседания. По причине не появления истца, судья был вынужден оставить иски без рассмотрения. Дело было успешно провалено.
Позицию невмешательства продемонстрировали Территориальное управление Росимущества и прокуратура. Они также не воспользовались своим правом на судебную защиту имущественных интересов государства. Таким образом, Российская Федерация, а по сути - мы, население Ленинградской области, – по воле чиновников были лишены возможности отстоять в суде свое право на лес.
Здесь чрезвычайно важно назвать хотя бы несколько имен ответчиков, которым должны были быть предъявлены иски, как лицам, занявшим участки лесного фонда. Это экс-прокурор Сергей Бедниченко, судья Арбитражного суда Дмитрий Хохлов, крупнейшие питерские миллиардеры и инвесторы - Генеральный директор Холдинговой компании «Форум» Дмитрий Михальченко, бывший Гендиректор ФГУП "Росморпорт" и бывший заместитель министра транспорта РФ Николай Негодов … Подчеркиваем, здесь приведены имена фигурантов, имеющих отношение к сельским лесам только Выборгского района.
Леса как средство наживы
В ходе надзорной операции «Землепользование» было выявлено свыше 2 тысяч нарушений земельного законодательства, а 37 материалов направлены в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности должностных лиц. Приведем пример одной из схем, использованных в Ломоносовском районе Ленинградской области.
Решениями органов местного самоуправления земли, якобы, передавались категориям жителей, которым по закону действительно положены льготы при приобретении земельных участков, в данном случае, инвалидам. Однако, как установлено проверкой, это в основном были подставные лица. Причем в двух случаях инвалиды к моменту «получения» ими земельных участков уже умерли. Передача земли проводилась по многократно заниженной стоимости. Например, участок, площадью 1, 5 тысячи квадратных метров, на первой линии побережья Финского залива был передан за 216 тыс. рублей, при реальной стоимости более 3 миллионов рублей. В общей сложности в Ломоносовском районе было выявлено 280 фактов фиктивных сделок. Затем земли «инвалидов» якобы «покупались» риэлтерскими фирмами, концентрировавшими в своих руках земельный бизнес. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что незаконная продажа земель стала реальной статьей дохода для ряда районных (только ли?) чиновников.
Одно из определений коррупции – «использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам». «В ряде случаев коррупция – как раковая опухоль – поразила целые районы Ленинградской области», - заявил прокурор Штадлер в своем интервью газете «Вести». – «Наши комплексные проверки показали, что в ряде районов … за много лет сложились целые схемы незаконного распределения земель. Причем схемы эти и в масштабах России являются своеобразным «ноу¬-хау».
Что в итоге
Итак, пятая часть лесного фонда Ленинградской области оказалась, по сути, отнятой у населения. Именно поэтому люди стали встречать в лесу шлагбаумы, заборы, таблички «Частная собственность». Что в принципе само по себе противоречит российскому законодательству. Но стоит только государству смириться с одной ложью, последующие идут валом.
Так органы госконтроля и правоохраны предпочитают «не замечать» высоченных заборов, перекрывших населению проход к водоемам. Те самые бедниченко-михальченко-негодовы, обосновавшись в лесном фонде, рассудили, что бывшие сельские пляжи больше нужны их семьям, нежели местному населению. Именно этому нарушению были посвящены неоднократные рейды ЯБЛОКА на озеро Нахимовское. Заборы от уреза воды отодвинули лишь несколько владельцев…
Областное отделение партии ЯБЛОКО продолжит работу в деле защиты конституционных прав граждан на леса. И в этом направлении у нас появилась надежда: суды начали отменять ранее принятые решения, отменяющие федеральную собственность на леса, принятые только лишь на основании постановлений правительства Ленобласти.
Так 19 мая 2015 года 13 Апелляционным арбитражным судом отменено решение о включении в границы поселка Ленинское Выборгского района 170 гектаров лесного фонда. Суд определил, что постановление правительства Ленинградской области об установлении границ населенного пункта не может являться актом о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов и не прекращает право государственной, а значит и общественной собственности на леса.
Ирина Андрианова, Наталия Павлова
История вопроса
31 января 2006 года Правительство Ленинградской области постановлением № 20 переводит территории бывших сельских лесов в собственность региона на основании сводного передаточного акта с картографическими материалами по каждому лесхозу. Однако незаконный правовой акт тут же был опротестован Росприроднадзором РФ. И на сайте ведомства появляется информация о том, что губернатор Ленобласти Валерий Сердюков принял решение о возврате в федеральную собственность 939 тысяч га лесных земель.
Но радость Росприроднадзора оказалась преждевременной: - постановление № 20 было отменено только в июле 2009 года, то есть через три с половиной года после опротестования. За это время губернатором Сердюковым - только по Выборгскому району - были изданы сразу три правовых акта о присоединении лесных земель к поселкам Овсяное, Пески и Ленинское. В общей сложности изъято 260 гектаров сельских лесов. Впоследствии на основании этих документов были подготовлены проекты генпланов поселений, по которым лесные участки подлежали застройке малоэтажными жилыми и дачными домами.
Скорее всего, по такому же сценарию была (и еще будет?) решена судьба всех 900 тысяч га. И этот вопрос требует неотложного разбирательства.
Газету «Скажем прямо» можно прочитать по ссылке