13 марта 2015
Пресс-релиз

Андрей Бабушкин не исключает применение пыток в отношении подозреваемого в убийстве Немцова

Полная версия пресс-конференции (видео).

Правозащитник, заместитель председателя Московского «ЯБЛОКО» Андрей Бабушкин сообщил сегодня на пресс-конференции в «ЯБЛОКЕ», что из-за статуса свидетеля по делу Бориса Немцова он не сможет посещать СИЗО Лефортово в качестве члена Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы.

Если подозреваемые по делу Немцова будут содержаться в других СИЗО, то и там правозащитник не сможет вести общественный контроль.

Лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин, считает, что это политическая мера.

«Мы знаем, что раньше такая мера применялась к адвокатам, которые были неугодны следствию. Эта мера популярна последнее время — присваивать статус свидетеля для того, чтобы заблокировать возможности общественной, правозащитной или адвокатской деятельности. Не вижу никакого повода, чтобы квалифицировать Андрея Бабушкина и его коллег как свидетелей», — заявил он на пресс-конференции.

Сергей Митрохин также считает, что обвинения правозащитников в совершении преступления, опубликованные на сайте Следственного комитета, необоснованны.

Лидер «ЯБЛОКА» рассказал, что в ближайшее время направит обращения в СК, Генеральному прокурору и на имя президента РФ с требованием провести открытое расследование фактов применения пыток в отношении подозреваемых и переквалифицировать дело Немцова со статьи 105 УК РФ «Убийство» на более тяжкую статью 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля».

Андрей Бабушкин рассказал о посещении подозреваемых. Он сообщил, что у Заура Дадаева были обнаружены травмы на запястьях, которые могли быть от того, что на него были жестко надеты наручники, либо он висел на наручниках, либо он сам мог нанести себе повреждения.

Кроме того, по словам правозащитника, у подозреваниемого были обнаружены телесные повреждения в районе лодыжек.

«Дадаев утверждал, что на него надевали кандалы. А вы знаете, что кандалы запрещены у нас с начала XX века», - сказал Бабушкин. Он не исключает, что следы на пальцах Заура Дадаева — это последствия применения пыток электричеством.

«Об уголовном деле мы естественно не говорили, мы не можем дискредитировать свои полномочия», — подчеркнул он.

«Чем больше я с этими людьми общался, тем больше у меня возникало сомнений в их причастности к уголовному делу. Я могу ошибаться, они могли быть хорошими артистами», — сказал правозащитник.

Андрей Бабушкин отметил, что в отношении подозреваемых нарушались требования закона «О полиции»: они не получили права на телефонный разговор, на питание, их не водили в туалет, им не предоставили адвоката. Кроме того, представители следствия заявили, что Дадаев отказался от адвоката, приглашенного его родственниками, однако Дадаев впервые услышал о нем от правозащитников.

Бабушкин подчеркнул, что он ни в коем случае не симпатизирует подозреваемым, но для него важно, чтобы следствие велось честно, и все гражданские права подозреваемых соблюдались.

«Статус свидетеля помешает мне теперь проверять СИЗО. Это способ заблокировать деятельность всех членов ОНК. Это опасная тенденция. Я надеюсь, что правоохранительные органы не пойдут по этому пути злоупотреблений. Я убежден, что правоохранительные органы сами заинтересованы в общественном контроле», — заявил Бабушкин.

Андрей Бабушкин и Сергей Митрохин сказали, что и в дальнейшем будут следить за делом Немцова.

«Мы сделаем все, чтобы максимально освободиться от того старого ГУЛАГовского духа, который есть в некоторых правоохранительных структурах», — сказал Андрей Бабушкин.

Правозащитник напомнил, что именно члены партии «ЯБЛОКО»: Валерий Борщев, Сергей Ковалев еще в 90-е годы разрабатывали закон об общественном контроле, а 2008 год стал очень важным рубиконом — появились общественные наблюдательные комиссии.

 


Статьи по теме: Гражданские права и свободы


Все статьи по теме: Гражданские права и свободы