Депутат от «Единой России» Евгений Федоров, который уверен, что песни для Виктора Цоя сочинялись в специальном подразделении ЦРУ, предлагает править первую главу Конституции. Федоров выступает против примата международного права над российским и запрета на официальную идеологию. Для этого он разработал законопроект о Конституционном собрании. Только этот орган может изменить основы Конституции, её главы — первую и вторую. Российский политик, экономист, политолог, член Политкомитета партии «ЯБЛОКО», один из авторов Конституции России Виктор Шейнис прокомментировал инициативу Федорова.
- Виктор Леонидович, как вы считаете, зачем и почему поднялась тема по поводу изменения Конституции? Власти же и так делают, что хотят, не трогая Конституцию.
- Совершенно верно, действительно они нарушают и законодательство, и Конституцию, и все это проходит при одобрении нашего Парламента, обеих палат, при отсутствии независимого суда и независимой прессы. И требования, с которыми выступил Федоров, заключаются в том, что им не нравятся как раз важнейшие статьи Конституции. А именно – запрет на госидеологию и столько же категоричное положение о том, что составной частью нашего правового устройства являются нормы международного права.
Умышленно неверно преподносится, что якобы происходит это в нарушение нашего закона, потому что нормы международного права в той части, в какой они одобрены, одобрены нашим парламентом. Стало быть, это просто неправда. Якобы что какие-то законы, принимаемые за пределами РФ, оказываются выше нашей Конституции. Это вранье некомпетентных людей. Чем, собственно говоря, они и занимаются – люди типа Федорова. Вообще, мы имеем совершенно негодяйскую, я вправе употреблять такой термин, инициативу, которая носит вызывающий, конфронтационный характер, противоречащий постановкам конституционалистов 90-х годов, когда создавалась наша Конституция.
Я не знаю будет ли вообще эта инициатива поддержана. Потому что Конституцию можно изменить в том случае, если это позволит сделать один человек, возглавляющий наше государство. Сочтет ли он эту демонстративную негодяйскую инициативу нужным поддержать или не сочтет, не знаю. Но хотелось бы надеяться, что какие-то остатки здравого смысла остались, и все это просто останется элементом той идеологической кампании, того идеологического наступления, которое ведется нашими самыми оголтелыми группами депутатского корпуса, к числу которых, конечно же, принадлежит и заслуживший крайне негативную славу господин Федоров.
- Какие положения Конституции сейчас мешают Путину, что бы он хотел изменить?
- Я думаю, ему там ничего не надо менять. В настоящее время Конституция в существенных местах не действует. Потому что, если возможны такие вещи, как «Болотное дело», Pussy Riot, если возможно принимать законы, которые ограничивают права граждан и нарушают совершенно недвусмысленные положения основного закона, это означает, что Конституция не действует.
Заявить об этом открыто – усилить отторжение мирового общественного мнения и углубить ту существующую пропасть между здравомыслящей частью населения России и вот этими управляемыми идеологами. Совершенно очевидно, что при всей глубокой неверности курса, который проводится российским государством в отношении Украины, все-таки существуют относительно сдержанные публичные заявления правительства и президента, и это самая оголтелая кампания, которая ведется по рецептам доктора Геббельса.
Достаточно посмотреть те передачи, которые ведет Владимир Соловьев, Дмитрий Киселев, достаточно того, что на федеральном телевидении не осталось разумных политических передач, чтобы убедиться в том, что создается как бы давление со стороны еще более оголтелой, еще более отвязной позиции. И по сравнению с этой позицией кажется достаточно умеренным курс, который проводится нашим правительством.
- По вашему мнению, инициатива Федорова — это все-таки чистая популистика, или все же найдутся некие люди, которые захотят это поддержать?
- Это, конечно, найдет отклик, потому что общественное мнение уже соответствующим образом сформировано. При отсутствии реальной информации существует совершенно искаженное мнение о том, что происходит вокруг. И почему Россия стала такой, почему она оказалась изолированной на международной арене, и кампания, направленная против так называемой «пятой колонны» и остальное.
Я пытаюсь показать, что сама политика государства, которая глубоко ошибочна, вредна для страны, тем не менее, все-таки более сдержана, чем давление, оказываемое силами, глашатаями которых выступает, в том числе и Федоров. Это удобно, потому что тем самым президент, не желая сжигать мосты, идти еще дальше по пути конфронтации, может апеллировать и говорить: «Смотрите, как-то я сдерживаю их».
- Почти либерал…
- Во всяком случае – умеренный. Во всяком случае находятся люди, не хочу называть имен, которые пытаются представить позицию президента как относительно умеренную, потому что есть еще более оголтелые.
- Если бы в России был нормальный демократический режим, нужно ли было бы вносить какие-то поправки в 1 и 2 главы Конституции, и если да, то какие?
- Нет. Были бы нужны поправки во «внутренние» главы, например, об импичменте, ограничении прав президента, надо принять закон об администрации президента, чтобы сделать ее чисто служебным органом. Потому что сейчас администрация работает так же, как и в советские времена, когда ЦК партии стоял над государственными органами, над Верховным советом, над правительством и так далее. Есть большое количество разных предложений, на эту тему можно проводить дискуссию. Фракция «ЯБЛОКА» во «второй» Госдуме это обсуждала, я принимал в этом участие вместе с коллегами.
Но на данном этапе, повторяю, любые поправки, в том числе и во внутренние главы, будут вести к ухудшению, а не к улучшению Конституции. Это означает открывать ящик Пандоры. Этого делать не надо.
- В 90-е предпринимались ли попытки создать Конституционное собрание?
- Практически нет, они не доходили до постановки на рассмотрение Госдумой. Но вообще такие вопросы поднимались, они выносились различными субъектами законодательной инициативы, наша фракция выступала против. Если нет Конституционного собрания, невозможно внести поправки в основные главы Конституции.
- Если вносить поправки в закон о госидеологии, это значит все мы едем обратно в КПСС?
- Это получается тоталитарный режим, при котором навязывается гражданам вместо идеологического многообразия, с чем, собственно говоря, пришли люди, совершившие Перестройку, государственная идеология. А те, кто ее не разделяет, соответственно антигосударственные, антиобщественные элементы.
- Враги народа…
- Практически так и происходит, что противоречит Конституции. А Федоров и ему подобные стараются соответствующим образом это подогнать и в Конституции.
О ком статья?
Член Федерального политического комитета партии. Доктор экономических наук, профессор