Эксперты и руководители «ЯБЛОКА» обсудили вчера очередной раздел предвыборной программы партии, касающийся трудовых прав граждан.
Открывая обсуждение, исполнительный секретарь Политкомитета партии Галина Михалева подчеркнула, что защита трудовых, социальных прав и профсоюзов всегда находилась в центре внимания «ЯБЛОКА». Мы неоднократно проводили обсуждения, у нас был постоянно действующий круглый стол со свободными профсоюзами, мы участвовали в акциях и защищали права бастующих, встречались с главами свободных профсоюзов и перед тем, как лидер партии поднимал эту тему на Госсовете, напомнила она.
«У нас есть большие претензии к Трудовому Кодексу (ТК), в Думе мы вели борьбу за другую его редакцию. В частности, повышение оплаты труда произошло по инициативе «ЯБЛОКА». Конечно, этого было недостаточно и мы требовали гораздо больше, но если бы не наши усилия, ситуация вообще бы не менялась», - заметил лидер партии Сергей Митрохин.
Скандальным моментом лидер «ЯБЛОКА» назвал отсутствие гарантий оплаты труда: «От этого и такой минимальный размер оплаты труда (МРОТ)». «Закон, устанавливающий МРОТ на столь низком уровне – это закон олигархического государства в чистом виде. Государство олицетворяет альянс власти и бизнеса, базовые интересы которого защищает очень жестко и ревностно», - уверен Сергей Митрохин. Поэтому в вопросе цены рабочей силы полностью доминируют интересы бизнеса, а государство защищает их через законы и параметры социальной политики, уточнил он.
Поэтому же, продолжил политик, потребительская корзина у нас состоит из 50-60 наименований, в то время как в развитых странах из 500 – там в нее включено все, что необходимо для приличной жизни. «У нас же, мы это вычислили, она меньше, чем паек военнопленного 45-го года», - добавил он.
В своем выступлении Сергей Митрохин особо подчеркнул, что способы борьбы за изменения такого образа жизни государством заблокированы: «Невозможно проводить забастовки – решившиеся на это могут расстаться с работой или даже с жизнью. И никто не защищает этих людей, никаких прав в законодательстве для этого не существует. Эти люди уязвимы для мести работодателей».
Лидер «ЯБЛОКА» указал и на искусственную монополию определенных назначенных государством профсоюзов, которые, по сути, защищают интересы крупных работодателей, а не работников.
«В нашей программе есть система мер по отделению бизнеса от власти, где чиновник находится под особым контролем, исключающим корыстные интересы. Должно формироваться иное законодательство: широкие права трудящихся, создание профсоюзов без препятствий, увеличение МРОТ», - подытожил Сергей Митрохин. «МРОТ базовый и для квалифицированных работников, как предусмотреть такой механизм – это пока идея для обсуждения», - добавил он.
Главный специалист социально - экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков уточнил, что важно говорить, какая система трудовых отношений формируется в целом. «Господин Прохоров выдвигал чудовищные инициативы, вот эту якобы систему создания свободного труда. Но, глядя, как реализуются предлагаемые меры, понимаешь, что истинная цель противоположная – создание покорного туда, у которого нет прав и возможности защищаться, нет потенциала для формирования интересов», - выразил уверенность эксперт.
Система трудовых договоров в наших условиях является системой подвешивания работников на крючок, полагает он. Ведь все цели работника тогда сводится к тому, чтобы продлить контракт. «Но для этого только одно средство - быть лояльным. Работники лишаются всего, какое повышение зарплаты, какие профсоюзы?», - констатирует Петр Бизюков. «Украшение в коллекции юридических казусов это временный трудовой договор с открытой датой окончания, заполняемой работодателем», - подчеркнул он.
Говоря о приеме на работу мигрантов, эксперт отметил, что главная функция таких действий – снижение социальных трудовых стандартов – понижение зарплаты и уровня условий труда: «Раз стерпят мигранты, позже стерпят и те, кто из российской глубинки, а в скором времени и те, кто уже живет здесь давно». Бизюков предположил, что любая политическая программа должна быть основана на том, чтобы вернуть работниками понятие субъектности: «Они не просто мясо для бизнеса, а участники рынка, которые вправе предъявлять свои требования».
«Необходимы три вещи: право на организацию профсоюза без влияния работодателей, честные переговоры работников и работодателей – сегодняшние коллективные переговоры лукавы, силой ресурс для работников, признанные во всем цивилизованном мире – право на забастовку», - подытожил эксперт.
Доцент института социальных наук, председатель организации «Женский социал-демократический конгресс» и кандидат по спискам партии «ЯБЛОКО» в Госдуму Татьяна Черторицкая предложила развивать программу юридической защиты личности, учить людей пользоваться юридической помощью. Обсуждая трудовую миграцию, она обратила внимание на проблему женской трудовой миграции: «Женщина - не только работник, но и еще и некий адаптер для всей семьи: на ней охрана здоровья, образование детей. Возможно организовать курсы правовой грамотности для женщин - мигрантов. Так можно выйти на широкие круги мигрантов, которые часто не знают куда обратиться, чтобы научить их пользоваться возможностями, которые есть у граждан РФ».
В выступлении Татьяна Черторицкая зафиксировала и проблему сетевого маркетинга: «По разным оценкам от 5 до 20 млн. людей в России занимаются сетевым маркетингом, но закона, регулирующего в полной мере их права, до сих пор нет. А это - явление трудовой занятости и нужно на него реагировать».
Лидер профсоюза Института водных проблем РАН Юрий Медовар указал на необходимость сильных свободных профсоюзов, а не фиктивных, сотрудничающих с властью. «Профсоюз Академии наук отказался войти в ОНФ. При этом он обивал 90,5% незаконных увольнений сотрудников академии — вот что такое работающий профсоюз. Только на основе свободных профсоюзов возможно бороться за трудовые права», - полагает он.
Его поддержал член организации «Рабочая инициатива» Альберт Сперанский, приведя в пример еще один независимый профсоюз: «Сильный профсоюз авиадиспетчеров – они 3-ий раз за год восстановили на работе диспетчера в Ростове-на-Дону». Нужно обращать внимание на конкретные моменты, привлекать внимание общественности к болевым точкам, считает он.
Эксперт Нефтегазстройпрофсоюза Евгений Тихонов подчеркнул, что « работник — субъект производственных отношений, такой же, как и работодатель, и прибыль создается и работником, и работодателем».
Наталья Иванова, председатель Совета директоров РОСАВТОТРАНСа и сопредседатель Совета по консолидации женского движения России выступила с точки зрения работодателя, подчеркнув, что ей выгоднее брать на работу непьющего мигранта, чем пьющего россиянина, а аутсорсинг – «это наше все».
По словам главы организации помощи инвалидам «Все равны» Сергея Соколова, ситуация с трудовыми правами инвалидов сводится только к декларации: «Работодателю проще заплатить взносы, чем трудоустраивать инвалидов». При этом, по его данным, каждый 5-ый инвалид трудоспособен и находится в возрасте до 45 лет.
Раньше работодатель был обязан создавать условия для работы инвалидов согласно их медпоказаниям, но с 2002 в ТК больше нет такой статьи, есть только пункты, предусматривающие определенные условия в ряде профессий, рассказал эксперт. Сергей Соколов обратил внимание и на закон о пенсиях : существующее начисление пенсий исходит из трудоспособности инвалида и люди боятся выходить на работу, так как потеряют пенсию. «Глухой композитор Бетховен пенсию вообще бы не получал, но считался инвалидом 1-ой группы. Не получал бы ее и летчик Маресьев без двух ног», - пояснил он.
Экономист Игорь Николаев, входящий в федеральную 10-ку списка кандидатов от «ЯБЛОКА», указал на три главных пункта в решении проблем трудовых отношений. «Первый пункт – программа создания рабочих мест. Мне кажется, надо реализовывать программы такого рода, как «Дома-Земля-Дороги» «ЯБЛОКА». Ведь это требует массового привлечения работников», - полагает он.
Вторым пунктов эксперт назвал реальное право проведения забастовок: «Следует обратить внимание на право на индивидуальные и коллективные споры. Забастовки - формы для разрешения споров по Конституции не только коллективных, но и индивидуальных».
Третьим пунктом Игорь Николаев назвал равную оплату мужчин и женщин: «Вроде никто не возражает, но мужчины почему-то всегда выигрывают в оплате труда. Возможно, стоит на уровне Министерства социального развития с помощью мониторингов высвечивать разницу в зарплатах в разных сферах, а затем ее исправлять».
Координатор Политкомитета «ЯБЛОКА» и один из лидеров списка Борис Мисник начал свое выступление со своеобразной исторической справки, рассказав о борьбе за включение в нынешнюю конституцию статей о защите трудовых прав. А затем обратил внимание собравшихся на разницу во внимании к трудящимся, приведя в пример Россию и Германию: «В Германии проходил съезд профсоюза металлургов, там выступали канцлер, президент и министры. Профсоюзы – партнеры для правительства, это уважаемые организации. В Росии же профсоюзы играют подчиненную роль».
Борис Мисник поднял вопрос и восстановлении министерства труда. «Сейчас есть только агентство, но это лишает профсоюзы выхода на верхний уровень для решения серьезных задач», - полагает он.
Подводя итог дискуссии, лидер партии Сергей Митрохин подчеркнул, что «ЯБЛОКО» в своей программе выступает за социальный рынок. «Его более популярное название – социально - рыночная экономика. Это рынок, приносящий социальный результат», - уточнил он.
«Производительность труда у нас в 2 раза ниже, чем в ССР и в 4 раза ниже, чем в США. Но откуда она возьмется ,если в квалифицированный труд не вкладывать и не защищать его?»,- продолжил политик.
«Хороший урок преподнесла римская империя. Она продемонстрировала минимально дешевый труд — рабский. За счет новых территорий империя поддерживала высокий уровень жизни части населения, но потом все это рухнуло. Новые территории Рима то же самое, что для нас сейчас нефть и газ», - добавил он.