Как известно, 19 декабря прошлого года российские граждане Иван Гапонов и Артем Бреус были задержаны во время протестной акции белорусской оппозиции в Минске. Едва отбыв административное наказание в виде ареста, они были вновь задержаны в Республике Беларусь на этот раз в рамках уголовного дела по обвинению в организации массовых беспорядков.
Исходя из того, что государство гарантирует российским гражданам защиту и покровительство, где бы они ни находились, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации направил в Минск на судебное заседание по делу Гапонова - Бреуса своего представителя в качестве наблюдателя. Выслушав его доклад и изучив текст судебного решения по делу, Уполномоченный констатировал, что во многом благодаря усилиям Посольства России в Белоруссии белорусский суд, признав обоих россиян виновными, назначил им наказание ниже низшего предела. (Гапонов и Бреус были приговорены к крупному штрафу и освобождены из-под стражи в зале суда.)
Выражая удовлетворение самим фактом освобождения российских граждан, Уполномоченный не считает, что их права были в полной мере восстановлены. По мнению Уполномоченного, судебное решение по их делу является во многом беспрецедентным с точки зрения норм как собственно белорусского законодательства, так и цивилизованного правосудия вообще.
В ходе судебного заседания было установлено то, что с самого начала не отрицалось подсудимыми — факт их присутствия на месте проведения протестной акции оппозиции. Факты же совершения подсудимыми таких безусловно наказуемых действий как насилие над личностью, поджог, погром, уничтожение имущества, наконец, вооруженное сопротивление представителю власти установлено не было. Больше того, следствие, похоже, даже не пыталось эти факты установить. А суд по непонятным причинам удовлетворился признанием некой «коллективной ответственности» каждого из подсудимых за содеянное неустановленными лицами. Между тем, даже само уголовное законодательство Республики Беларусь предусматривает так называемый принцип «личной виновной ответственности». В соответствии с этим принципом, физическое лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия, в отношении которых установлена его персональная вина. Иными словами, коллективной ответственности никак не допускает.
Вынося свое решение по делу российских граждан И. Гапонова и А. Бреуса, белорусская Фемида «забыла» об этом, создав тем самым опасный прецедент манипулирования нормами правосудия. Не желая повторения случившегося, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации считает важным привлечь всеобщее внимание к описанному выше прискорбному эпизоду.