25 октября 2010
Радио Свобода, "Время и мир"

Как продвигается всероссийская перепись

Ирина Лагунина: По всем показателям, перепись в России в этом году имеет возможность быть успешной. Хотя кампания, как и в прошлом, оставляет желать лучшего. Даже если открыть официальный сайт переписи. Первое, что бросается в глаза, лозунг "России важен каждый". Сразу хочется спросить – а как вы об этом узнали? И что дает этому каждому, что для России он важен? Дальше – еще хуже. "Перепись - коллективный портрет страны", - написано на сайте. Но ведь смысл переписи в противоположном – в том, чтобы составить индивидуальный портрет проживающих в стране людей. Словом, единственное, что не вызывает вопросов, это приглашение: "Примите в ней участие, это совсем нетрудно". О том, как россияне откликнулись на это приглашение, рассказывает Лиля Пальвелева. 


Лиля Пальвелева: Личные наблюдения не имеют никакой статистической ценности, но все же кажется, в этом году перепись населения проводится более качественно, чем это было 8 лет назад. Во всяком случае, тогда человек с синей сумкой на ремне не пришел ни ко мне, ни хотя бы к одному из моих родных и знакомых. В массовом порядке опросные листы заполняли, не утруждаясь контактами с реальными людьми. Делали это на переписных пунктах, использовали при этом данные паспортных столов, а недостающее помогала восполнить буйная фантазия. Сейчас – совсем другая картина. Быть может, сказалось то, что увеличились сроки переписи. Быть может, дело и в том, что теперь на общение с каждым жителем страны уходит меньше времени – там, где раньше требовалась пространная запись, теперь ставится галочка.
В нашем доме перепись успешно провела дворник Рая. Первые вопросы – самые простые. Возраст, место рождения, национальность, какой язык является родным и тому подобное.
Ответы на вопросы второго листа (это так называемая форма П1) переписчица, сотрудник коммунальной службы, знает лучше респондента.

Переписчица: Вы живете в многоквартирном доме. Время постройки – до 70 года. Материал наружных стен дома – панель. Стационарная телефонная сеть, телефонная связь есть? Телевизионная антенна есть, радиоточка есть. Доступ к Интернету есть? Виды благоустройства – электричество, газ сетевой, отопление центральное, водопровод из коммунальной системы. Мусоропровод в доме есть.

Лиля Пальвелева: Вот эти все подробности про мусоропровод и прочее?

Переписчица: Это если мусоропровод или мусор выбрасывается в яму, туалет вне жилища, все тут есть. Все. Спасибо.

Лиля Пальвелева: А теперь скажи мне, сколько человек ты должна переписать?

Переписчица: 400, ближайшие два дома.

Лиля Пальвелева: А у вас все из вашего ДЭЗа?

Переписчица: Нет, студенты в основном, я одна только.

Лиля Пальвелева: Тяжело это? Люди открывают?

Переписчица: Они меня все знают. Я выбрала себе дома. Ой, как хорошо, Платоновна из нашего дома. Я других бы не пустила.

Лиля Пальвелева: А есть, кто не пускает?

Переписчица: Есть. Отказываются.

Лиля Пальвелева: Как заверяет руководитель Росстата Александр Суринов, люди, отказывающиеся проходить перепись, все же будут учтены

Александр Суринов: Самый важный этап – это у нас непосредственно опрос населения, когда переписчики пойдут в те места, где проживают и могут проживать люди. Она заканчивается 25 числа. И дальше будет такой момент, когда мы должны будем дособрать информацию, получить информацию о численности нашего населения, которую мы не нашли, которая отказалась. Делается в соответствии с законом. Мы пойдем в ЖЭКи, ДЭЗы и будем фиксировать в переписных листах информацию о тех людях, которые не были найдены или которые отказались, две характеристики – пол и возраст, больше никаких характеристик фиксироваться не будет, по месту регистрации. Это сделано для того, чтобы мы не потеряли численность населения, чтобы учли всех.

Лиля Пальвелева: Но как быть, если квартира сдается внаем, а есть немало свидетельств, что именно в таких случаях жильцы стараются избежать общения с переписчиком? Сотрудника федеральной Горячей линии по Всероссийской переписи населения этот вопрос застал врасплох.

Данной информации у нас нет. Запишите, пожалуйста, номер телефона территориального округа Росстат по Москве, где вам ответят на ваши вопросы. Номер 319-85-37.

Лиля Пальвелева: А это что за телефон в Росстате?

Территориальная горячая линия, бесплатная линия.

Лиля Пальвелева: Здравствуйте, это горячая линия? Будьте любезны, ответьте на такой вопрос: многие квартиры сдаются в наем и в этих квартирах люди отказываются проходить перепись. Будут ли они учтены?

Вообще они не имеют права отказаться. Как их учесть, я не знаю. Наверное, нет.

Лиля Пальвелева: Между тем, одна из важнейших задач переписи населения – собрать максимально полные данные о трудовых мигрантах, в том числе, приехавших в Россию из сопредельных государств. И вот они-то в крупных городах зачастую и являются жильцами съемных квартир. Но есть категория трудовых мигрантов, найти и переписать которых совсем несложно. Места их обитания – общежития. Особые приметы – оранжевый жилет и метла.
Я вас оторву на минутку от работы. Скажите, а вы прошли перепись населения?

Мы же не граждане.

Лиля Пальвелева: А всех переписывают.

Нет, не прошли.

Лиля Пальвелева: Вы живете где-то близко здесь?

Да, в общагах.

Лиля Пальвелева: А если бы к вам пришел переписчик, это дело добровольное, вы бы согласились?

Обязательно.

Лиля Пальвелева: Я сейчас выступлю как будто в роли переписчика. Откуда вы приехали?

Из Таджикистана.

Лиля Пальвелева: А по национальности?

Таджик.

Лиля Пальвелева: Там еще есть вопросы про семейное положение.

Женат, дети есть. Внучка есть.

Лиля Пальвелева: Кто вы по профессии были в Таджикистане?

В Таджикистане я работал старшим техником. Уже 10 лет я в Москве. 9 лет работал в ЖБИ транспортерщиком, потом мало платили, рассчитался, трудовую забрал и перешел дворником.

Лиля Пальвелева: Здесь лучше платят?

Нет. Три дома убрали, всего 9 тысяч.

Лиля Пальвелева: Когда перепись была уже в разгаре, партия "Яблоко" решила осуществлять за ее проведением общественный контроль. Говорит заместитель председателя Московского отделения "Яблока" Иван Большаков.

Иван Большаков: Мы получили информацию о том, что сама перепись населения сопровождается массовым нарушением прав граждан. Росстат заключил с некоторыми московскими вузами договоры, их около 80, согласно которым эти учебные заведения должны предоставить своих работников для проведения переписи населения. Как стало известно, привлекают не работников вузов, а студентов. При этом их заставляют работать в обязательном порядке и с освобождением от занятий. А тех, кто отказывается от этого, им грозят засчитать в качестве прогула занятий или даже речь идет об отчислении из вуза.
Кроме того к работе привлекались учебные заведения, далекие по профилю от таких вещей, связанных со статистикой, социологией, социальной работой.

Лиля Пальвелева: Например?

Иван Большаков: Медицинский университет, институт стали и сплавов и так далее. То есть это вузы, которым нельзя засчитать в качестве практики. Нас больше всего смутило в этой истории нарушение трудовых прав студентов. С одной стороны то, то действительно в обязательном порядке заставляют работать, а с другой стороны в том, что они работают с 9 до 21 часа, многие без гарантий оплаты труда. Договоры, которые они заключают с организаторами переписи, многие из этих договоров не имеют печати, например, ряд вузов отказывается выдавать эти договора на руки. Это все является серьезным нарушением гражданского законодательства.

Лиля Пальвелева: И что вы собираетесь с этим делать?

Иван Большаков: Мы приняли решение, что "Яблоко" будет осуществлять общественный контроль за проведением всероссийской переписи населения в том объеме, который нам позволяют сегодняшние условия. Поэтому мы для проведения такого контроля открыли на своем сайте специальную линию, форму для сбора информации о всех нарушениях во время проведения переписи. Кроме того мы открыли блог в Живом журнале, который посвящен этой проблеме, где обмениваемся информацией с переписчиками. Мы надеемся, что мы соберем всю эту информацию и направим жалобу в Росстат и прокуратуру Российской Федерации. Кроме того мы готовы помочь конкретным студентам, кто попал в такую ситуацию, оказав им непосредственную юридическую помощь по подготовке жалоб.

Лиля Пальвелева: Иван, вы это сделали не с начала переписи, а только что. Тем не менее, уже есть какие-то отклики?

Иван Большаков: С начала переписи информация была не совсем понятная. Дело в том, что договора, которые заключались, должны были заключаться еще аж в мае. И студенты как всегда озаботились этой проблемой только тогда, когда перепись уже началась. Поэтому пошла информация в СМИ, на различных форумах, в частности, на форуме самого Росстата, социальных сетях, где они рассказывают об этой проблеме. И мы собираем такую информацию. Некоторые из студентов присылают нам образцы этих договоров, где видно, что отсутствуют печати. Заключены эти договоры с гражданином, которого зовут Малютин Валентин Алексеевич, он является руководителем территориального органа службы государственной статистике по Москве, но его подпись на этом договоре и печать отсутствуют, что является основанием подозревать, что студентам не заплатят за их работу. Потому что защитить свои права, претендовать на оплату своей работы без такого официального документа будет невозможно.

Лиля Пальвелева: А другого рода нарушения в ходе переписной кампании вам известны, не связанные со студентами?

Иван Большаков: Мы обнаружили, что многие переписные участки, по крайней мере, в Москве в большинстве случаев возглавляют члены партии "Единая Россия". А некоторые переписные участки, более того, расположены в офисах "Единой России". В частности, в районе Ховрино два участка расположены в местных отделениях "Единой России", и эта информация висит на официальном сайте управы района.

Лиля Пальвелева: Чем плохо? Партия проявляет такую активность.

Иван Большаков: Дело в том, что перепись населения – это вопрос государства, а не политической партии. И мы опасаемся, что таким образом результаты переписи будут использованы партией власти в своих политических целях. Потому что так же есть информация о том, что от некоторых граждан требуют предоставить паспортные данные. Это нарушает очень грубо закон о всероссийской переписи населения. И окажись такая информация в руках политической партии, с учетом тех характеристик, которые выявляются благодаря вопросам при переписи населения, это все возможно использовать политической партией для своих избирательных кампаний.

Лиля Пальвелева: Действительно, глава Росстата Суринов и его заместители не раз заявляли о том, что перепись обезличена, она анонимна и поэтому никакие паспорта никто требовать не должен. Скажите, сведения об этом к вам поступали только из Москвы или из других регионов тоже?

Иван Большаков: Из разных регионов. Все-таки, к сожалению, население России не так хорошо разбирается в законодательстве, уж тем более наверняка никто не читал закон о всероссийской переписи населения, несмотря на все разъяснения, которые идут. И в ряде городов, в некоторых районах Москвы, к сожалению, некоторые переписчики либо по незнанию, поскольку это опять же студентами, с которыми был плохо проведен инструктаж или специально нанятые люди, которые требуют паспортные данные для собственно целей политической партии. К нам поступают десятки таких сообщений. Когда мы обобщим информацию, мы сможем более подробно сообщить, конкретно какие города и непосредственно нарушения. Все это мы обобщим и направим в Росстат и прокуратуру.

Лиля Пальвелева: Любопытно, что другие политические силы ничем подобным заниматься не сочли нужным.

Оригинал здесь.


Статьи по теме: прочее


Все статьи по теме: прочее