Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин обратился 19 января в Конституционный суд (КС) с жалобой против исключительного применения пропорциональной системы на выборах в органы местного самоуправления. Обмудсмен призвал КС изменить ранее выраженную правовую позицию, разрешающую участвовать в местных выборах лишь членам политических партий. Эксперты считают, что менять надо не только избирательное законодательство, но и закон о партиях.
Владимир Лукин поддержал экс-депутатов местного совета села Хомутинино Челябинской области Юрия Гурмана (исполнительный директор челябинского регионального отделения ассоциации "Голос") и Ивана Болтушенко. Они с июля 2010 года оспаривают в КС областной закон "О муниципальных выборах", а также нормы федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления", допускающих применение исключительно пропорциональной системы на выборах в представительные органы муниципального образования. В соответствии с челябинским законом вид избирательной системы — мажоритарная, смешанная или пропорциональная — при проведении муниципальных выборов устанавливается уставом муниципального образования. Хомутининский совет впервые в России стал избирать депутатов по закрытым партийным спискам.
По словам господина Гурмана, поскольку его предвыборная программа расходилась с программами политических партий, принимавших участие в выборах, он свою кандидатуру выдвинуть не смог. "Мы были депутатами два срока подряд, а тут нас лишили возможности баллотироваться — отказали в регистрации как беспартийным",— подтвердил "Ъ" господин Болтушенко. По его словам, жалобы в избирком, прокуратуру, райсуд и Конституционный суд, в которых заявители ссылались на конституционное право свободно избираться в органы местного самоуправления, "везде отклоняли, ссылаясь на то, что областное законодательство не противоречит федеральному".
По данным КС, жалоба господина Лукина была зарегистрирована 19 января и сейчас находится на предварительном изучении в секретариате КС вместе с дополненной жалобой Юрия Гурмана и Ивана Болтушенко (есть в распоряжении "Ъ"). В течение трех месяцев они должны быть приняты к рассмотрению или отклонены.
Как следует из жалобы омбудсмена, ранее КС уже выносил отказные определения по аналогичным обращениям граждан других регионов. В частности, по делу о местных выборах в Республике Ингушетия КС признал, что существующее регулирование "не предполагает ограничение права граждан избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, поскольку имеет характер государственной гарантии создания условий, направленных на консолидацию местных сообществ в период реформирования местного самоуправления и одновременно на обеспечение возможно более полного и пропорционального выражения интересов основных социальных групп". Однако, по мнению господина Лукина, в России сегодня "имеются предпосылки и основания изменения правовой позиции, выраженной в ранее принятом решении". Омбудсмен ссылается на ратифицированную Россией Европейскую хартию местного самоуправления, которая в качестве отличительных признаков местного самоуправления указывает на "его максимальную приближенность к гражданам и масштаб территориальных образований, на которых оно осуществляется". Господин Лукин обращает внимание на то, что определение видов избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, должно осуществляться с учетом комплексной оценки законодательства, "включая законодательство об избирательных процедурах и политических партиях". Применение пропорциональной избирательной системы с учетом федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О политических партиях" предполагает, что в настоящее время единственными коллективными субъектами избирательного процесса, реализующими право быть избранными в представительные органы, являются политические партии. Иные общественные объединения соответствующей публичной функцией не наделены, отмечает господин Лукин. При этом политическая партия должна иметь не менее 50 тыс. членов, а также региональные отделения численностью не менее 500 членов более чем в половине субъектов федерации, а в остальных отделениях — не менее 250 членов. В итоге "решение вопросов местного значения предоставляется лишь федеральным коллективным субъектам", а это означает "централизацию управления на местах и посягает на саму суть местного самоуправления, приводя к утрате его реального содержания", считает омбудсмен.
В Центральной избирательной комиссии (ЦИК) отмечают, что вопрос об отмене пропорциональной системы на выборах в мелких муниципалитетах обсуждается достаточно давно. "На мой взгляд, в таких небольших муниципальных образованиях, как Хомутинино, вряд ли существует политическая, партийная борьба. Во время общественных дискуссий на тему введения пропорциональной системы на выборах местного уровня превалировало мнение, что использование такой системы целесообразно только в крупных муниципалитетах",— считает член ЦИКа Елена Дубровина. По ее мнению, крупным может считаться муниципалитет с населением не меньше 100 тыс. человек.
"Никто никого не лишает права быть избранным,— говорит депутат Госдумы РФ, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко.— В России около 25 тыс. муниципальных образований, и просто не получится во всех ввести единую систему, чтобы ни у кого не было претензий". По его словам, такие вопросы надо решать на местах в зависимости от истории, предпочтений и политической конъюнктуры.
Специалисты по конституционному и избирательному законодательству пессимистично оценивают перспективы рассмотрения дела в КС. Как отметил один из близких к КС юристов, сама по себе пропорциональная система не может считаться неконституционной, а законодательные нормы, позволяющие участвовать в выборах только крупным общественным объединениям, в деле не оспариваются, поскольку не были применены предыдущими судебными инстанциями. В свою очередь, директор Межрегиональной электоральной сети поддержки доктор политических наук Григорий Голосов отмечает, что КС "постоянно отстаивает действующие положения избирательной системы и наверняка откажется менять их в данном деле". По мнению господина Голосова, стратегически вопрос поставлен омбудсменом правильно, но его решение зависит от политической воли. "Сама по себе пропорциональная система применяется во многих странах даже на низовом уровне, но там иногда создаются даже так называемые ситуационные партии, в которые объединяются для участия в выборах несколько человек. В России же очевидно ущемляется пассивное избирательное право граждан. Но реформировать надо не избирательную систему, а изъять из закона о партиях запретительные положения",— считает эксперт.
Мария Плюснина, Екатеринбург; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург