Алексей Мельников отвечает на статью Владимира Рыжкова, в которой делается вывод, что "У оппозиции остается лишь один вариант действий – заблаговременная и системная дискредитация предстоящих «выборов» в глазах общества".
Лозунг демократической оппозиции авторитарной российской власти был сформулирован при создании партии «Яблоко» осенью 1993 года. Но демократическая оппозиция начала складываться ещё ранее – одним из существенных шагов к её формированию послужил выход весной 1992 года доклада «Диагноз», в котором Г.А.Явлинский и его ближайшие коллеги критиковали ельцинские экономические реформы с позиций социального либерализма. Собственно, партия «Яблоко» и была создана как демократическая оппозиция ельцинистам и коммунистам, как партия либеральных реформ, предполагающих создание социальной рыночной экономики.
Последующая эволюция российской политической и экономической системы, в частности, превращение российского авторитарного режима из мягкого в жёсткий подтвердили правильность оценок, данных «Яблоком» ещё в начале 90-х годов. Теперь считается само собой очевидным, что либеральная политическая партия в современной России может существовать только как демократическая оппозиция. Поэтому, когда Владимир Рыжков употребляет это словосочетание, правильно иметь в виду, к кому оно относится изначально. Это партия «Яблоко».
Правильно остановиться на одной из двух точек зрения. Либо в России нет честных выборов и свободы агитации политических партий, либо они есть. Если принять первый подход, то бесполезно говорить о том, что «Яблоко» получило небольшой процент голосов на выборах в Госдуму в 2007 году и текущий рейтинг партии невысок. Но говорить так, как это делает Владимир Рыжков неверно, т.к. он утверждает одновременно, что российский политический режим не является либеральным и в тоже время оценивает «Яблоко» по меркам либерального политического режима, который предполагает свободу выборов и свободу агитации.
При этом позиция «Яблока» неизменна – участие в выборах 2011 и 2012 годов, сотрудничество с гражданами и превращение имитации в реальные выборы. Такой подход предполагает голосование граждан, практические действия в области контроля граждан за подсчётом голосов, финансирование гражданами избирательной кампании демократической оппозиции и помощь в агитации на выборах. Этот подход не имеет ничего общего с тем, что предлагает Владимир Рыжков – «заблаговременная и системная дискредитация предстоящих «выборов» в глазах общества».
Последнее уже наблюдалось неоднократно. Практическим следствием подхода Владимира Рыжкова явится формирование в 2011 году такой же Госдумы России, которая есть сегодня, без представительства демократической оппозиции. Но есть и долгосрочное опасное следствие – дискредитация выборного механизма как такового, приучение граждан к тому, что власть в России может быть получена только захватным путём, меньшинством, которое и будет затем действовать в интересах большинства. Такой подход в условиях, когда граждане обладают всеми формальными правами выбирать власть и контролировать выборы, неприемлем. И можно только поддержать усилия Владимира Милова, который последовательно настаивает на выборном пути прихода к власти. Это настоящий либерально-демократический подход. В отличие от того, на котором настаивает Владимир Рыжков.
Наконец, последний вопрос касается извечной темы для коллег, которые так и не смогли создать устойчивой организации либерально-демократической ориентации за все последние годы – что делать? Практичный вариант – вести переговоры с «Яблоком» без выдвижения всяких предварительных условий. Переговоры будут, конечно, непростыми, потому что «Яблоко» совершенно не обязано, скажем, включать в свой избирательный список человека, который первым своим шагом на переговорах считает нужным положить ноги на стол и сообщить, что его партнёр по переговорам чуть ли не обязан сделать то или другое. Да и что скрывать, негатив в личных отношениях велик. Его нужно убирать.
Но всё же, если говорить об объективном положении - это переговоры людей, которые, во всяком случае, все эти непростые годы сохраняли демократическую оппозицию («Яблоко») и людей, которые ничего устойчивого создать не смогли. Коллапс очередного «проекта» («Солидарность») подтверждает это с очевидностью. Что может предложить «Яблоко» понятно и хотелось бы в первую очередь понять при подобных переговорах, что собирается предложить другая сторона, какие обязательства она собирается на себя взять и чем поручится за их выполнение. У того же Владимира Рыжкова очень непростая политическая биография, знающая различные гибкие повороты в пользу «партии власти» и вопрос доверия на переговорах с ним является ключевым. В политике друзей не бывает. И создавая коалицию, правильно предложить избирателям понятный список людей с понятной программой.
Подход «Яблока» к выборам деловой, практический. Главный союзник партии на этих выборах граждане, избиратели. Вряд ли возможно создать в нашей стране политическую систему европейского типа, если 70% граждан, имеющих право голоса, будут сидеть по домам и ничего не делать в день выборов. Призыв Владимира Рыжкова к «заблаговременной и системной дискредитации предстоящих «выборов» в глазах общества» несовместим с ценностями политической системы европейского типа. С практической стороны безразличие, «протест» на «диване Радзиховского» или неявка на выборы по причине хронического запоя, ничем не отличаются. У власти в таком случае гарантированно окажется партия чиновников – т.н. «Единая-Справедливая Россия», популисты и коммунисты.
Нет гарантии, что поддержка гражданами на выборах 2011 года «Яблока», голосование за демократическую оппозицию приведут к формированию в Госдуме России фракции. Но есть твёрдая гарантия, что если граждане на этих выборах ничего не будут делать, то с состоянием власти будет тоже, что и сегодня. Именно поэтому «Яблоко» обращается к гражданам России с предложением о сотрудничестве в области контроля выборов, финансирования избирательной кампании, агитации за демократическую оппозицию. Работа избирательного штаба «Яблока» уже развёрнута. Все желающие сотрудничать с «Яблоком» в деле мирного демонтажа в нашей стране авторитарного режима, могут обращаться в избирательный штаб партии.
Алексей Мельников