В Мариинском дворце начали подготовку к следующим выборам. При этом, как обычно, правила выборов пытаются максимально подогнать под желанный парламентскому большинству результат — для чего готовят изменение срока выборов (с марта 2012 года на декабрь 2011 года) и системы избрания депутатов (с полностью пропорциональной на смешанную, с избранием половины парламентариев по партийным спискам, половины — по одномандатным округам). Удивительного в этом нет ровным счетом ничего: цель всех изменений избирательного законодательства последних лет (и не только питерского) — вовсе не обеспечение смены власти в соответствии с предпочтениями избирателей. Цель — обеспечение ее несменяемости независимо от этих предпочтений.
В гордом одиночестве О том, что выборы городского парламента (по закону они должны пройти во второе воскресенье марта 2012 года) будут пытаться разнести с президентскими, которые должны пройти в тот же день, депутаты говорили достаточно давно. Мол, ничто не должно мешать президентским выборам, их ни с чем не надо смешивать, потому что ничего не должно отвлекать избирателя от решения задачи избрания главы государства. В пользу переноса, а точнее — совмещения выборов городских депутатов с выборами Госдумы в декабре 2011 года, на пресс-конференции 19 мая высказалась и губернатор Валентина Матвиенко. Мол, формат президентских выборов другой, и их не нужно совмещать «с вопросами протекающей кровли». К тому же, по ее мнению, это «удобно для избирателя — определиться в выборе и отдать приоритет той партии, которая ему нравится». Прямо скажем, все это не слишком убедительно. Во-первых, ЗакС решает вовсе не «кровельные», а куда более серьезные вопросы. Во-вторых — многие из предшествовавших президентских выборов прекрасно совмещались с муниципальными или довыборами в ЗакС, и никаких проблем для избирателя это не создавало. В-третьих, ничто не мешает избирателю отдать «приоритет партии» и в декабре, на думских выборах, и в марте, на городских. Тем более что приходить на избирательные участки все равно придется дважды. В-четвертых, ни в каком федеральном законе не написано, что президентские выборы должны проводиться в гордом одиночестве.
Торная дорога манипуляций Для кого удобно совмещение городских и думских выборов, понять нетрудно: для всех парламентских партий («Единая Россия», заметим, здесь вовсе не исключение), которые таким путем получают дополнительный федеральный ресурс. Но петербургские депутаты не вправе менять срок своих полномочий, потому что это прямо запрещает пункт 2 статьи 8 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Продлить или сократить срок полномочий можно только для следующего созыва — но никак не для нынешнего. Конечно, можно устроить досрочные выборы, если более трети депутатов сложит полномочия или если ЗакС примет решение о самороспуске, но этот вариант представляется ненаучной фантастикой: депутаты не захотят идти на выборы, будучи рядовыми гражданами. Тем не менее задача поставлена — и, скорее всего, она будет решена при помощи изменения федерального закона, который разрешит регионам в целях разнесения выборов с президентскими изменять срок полномочий законодательных собраний. Стоит отметить, что только один созыв ЗакСа из всех предшествующих отработал столько, сколько ему было положено, — второй (с декабря 1998 года по декабрь 2002 года). Все остальные активно манипулировали своими сроками: первый созыв, по изначальным правилам, выбирался на два года, а потом продлил свои полномочия еще на столько же, третий должен был избираться в октябре 2007 года, но, прибегнув к помощи Уставного суда, передвинул этот срок на март. Теперь и депутаты четвертого созыва идут по проторенной дорожке…
Полшага назад Осенью 2005 года в ЗакСе принимали новый закон о выборах. До этого все 50 депутатов выбирались по одномандатным округам, но к тому времени был принят федеральный закон, обязывающий выбирать не менее половины депутатов по партийным спискам. Однако в Петербурге выбрали крайний вариант — полностью списочную систему. Инициатором выступили единороссы в лице своего федерального руководства, которое полагало, что ЗакС должен избираться так же, как и Госдума. Правда, списочную систему сконструировали так хитро, что избиратель мог сразу и не понять, что у него не будет больше депутатов-одномандатников. Город поделили на территории, совпадающие с бывшими округами, а место, которое кандидат в итоге занимал в партийном списке, зависело от того, какой процент избирателей поддержал его партию на территории, к которой он был приписан. Что делало итоги выборов во многом непредсказуемыми — заранее невозможно было сказать, кто из представителей каждой партии станет депутатом, если она наберет в целом по городу определенный процент голосов. Однако чем ближе к грядущим выборам — тем громче в Мариинском дворце (и также по инициативе единороссов) заговорили о том, чтобы сделать полшага назад: 50% депутатов выбирать по спискам и 50% — по округам. Почему — понятно: партия, имеющая относительно других наибольший рейтинг (а ЕР надеется остаться такой и к концу 2011 года), имеет все шансы — как, например, на выборах Мосгордумы — взять все одномандатные округа, где выборы проводятся в один тур по системе «победитель получает все». И если к этому добавить списочные мандаты (пусть даже процент, набранный по спискам, менее 50) — большинство в ЗакСе гарантировано, в отличие от чисто пропорциональной системы. Напомним, что на выборах 2007 года ЕР получила лишь 37% голосов и 23 мандата из 50 (с учетом бонуса — перераспределившихся голосов, отданных за партии, не прошедшие семипроцентный барьер), и для получения большинства ей пришлось блокироваться с ЛДПР.
Яркие, но узкопартийные Скорее всего, депутаты перейдут на систему «25 плюс 25», при которой 25 человек будет выбираться по спискам, а 25 — по округам. Это означает укрупнение нынешних территорий вдвое и создает дополнительные трудности для оппозиции. Во-первых, она будет вынуждена проводить одномандатников в округах, вдвое более крупных, что требует больших ресурсов (с которыми у нее всегда проблемы, в отличие от партии власти), а во-вторых — вдвое снижается число списочных мандатов, на которое она может рассчитывать пропорционально своему рейтингу… Хотелось бы верить, что данные предложения (очевидно, вносимые партией власти в своих интересах) несколько отрезвят тех представителей демократической оппозиции, которые ратуют за возврат к выборам по одномандатным округам. Это, мол, позволяет депутатам быть прочно связанными с избирателями и даст пробиться в парламент «ярким одиночкам», не связанным с «узкопартийными интересами». Напомнить, как вели себя эти одиночки, когда выборы проходили по округам? В декабре 2002 года от «Единой России» в ЗакС прошло только четыре депутата — а соответствующая фракция скоро оказалась в большинстве, потому что к ней примкнули те, кто избирался как якобы независимые. И то же самое произошло через год после выборов в Госдуму… Правда, стоит отметить одно пикантное обстоятельство. На той же пресс-конференции 19 мая Валентина Матвиенко заявила, что ЗакС должен, как и Госдума, избираться только по партийным спискам, потому что так выборы будут «чище». Неужели, говоря о переходе на смешанную систему как о деле заведомо решенном, в Мариинском дворце выступают против губернатора?
Источник: www.spb.yabloko.ru