Падение промышленного производства в январе - феврале 2009 года более чем на 20% нельзя объяснить только влиянием мирового финансового кризиса на российскую экономику. Существенное влияние на ВВП оказывает повышение тарифов на электроэнергию и газ. По оценке экспертов их рост на 10% замедляет рост ВВП на 0,9%. Более всего повышение тарифов влияет на энергоемкие производства — цемента, минеральных удобрений, металлургию. 10%-ный рост газового тарифа снижает потребление газа металлургами на 14,3%, а аналогичное удорожание электричества снижает его потребление на 5,6%. Значительный ущерб наносится сельскому хозяйству.
Рост тарифов и коррупция являются основными тормозами для экономики России и представляют собой главные источники инфляции.
В Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год справедливо указывается на необходимость до окончания кризиса «с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции».
Мы предлагаем дополнить меры, направленные на ограничение роста тарифов, намеченные Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год,:
1) ограничить рост тарифов на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в 2009 году уровнем инфляции в 2008 году –13%;
2) сохранить в 2009 году объемы электрической энергии, поставляемой по регулируемым ценам, на уровне 2008 года;
3) пересмотреть законодательство о стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий для обеспечения прозрачности формирования тарифов на их работы и услуги;
4) взять курс на энерго- и ресурсосбережение, установив налоговые льготы и введя субсидирование ставок по кредитам при осуществлении инвестиций, направленных на внедрение инновационных технологий, развитие возобновляемой энергетики, энергосбережение и модернизацию организаций, оказывающих коммунальные услуги;
5) Инвестиционные проекты естественных монополий должны утверждаться федеральными и региональными законами, а на местном уровне - решениями выборных органов местного самоуправления. (В условиях кризиса усиливается коррупционный соблазн чиновников, парламентский контроль за ними позволит снизить этот соблазн). .Для их финансирования должна производиться дополнительная эмиссия акций, которые должны передаваться в государственную и муниципальную собственность. (Вместо финансирования инвестиционных программ, например прокладки новых трасс или строительства ТЭЦ, за счет роста тарифов, государство должно на эту сумму приобретать соответствующую долю собственности естественных монополий). Плата за доступ к услугам естественных монополий должна быть отменена.
Повышение тарифов на услуги субъектов естественных монополий в условиях развивающегося экономического кризиса, снижения уровня заработной платы и роста безработицы приводит к повышению стоимости товаров и услуг, ухудшению экономического положения предприятий, росту социальной напряженности. Уже начались стихийные выступления граждан против повышения тарифов. Еще большую опасность представляет закрытие предприятий и рост неплатежей, вызванные непомерным ростом тарифов.
Для реализации предлагаемых принципиальных положений также необходимы следующие меры:
1) проведение мониторинга цен на поставку электроэнергии на всей территории российской Федерации с целью оценки эффективности реформы электроэнергетики и принятия неотложных мер по стабилизации цен на электроэнергию;
2) проведение анализа затрат и эффективности деятельности субъектов естественных монополий и принятия мер, направленных на оптимизацию структуры капитала, путем продажи непрофильных активов;
3) законодательное введение независимой экспертиза тарифов, включение представителей потребителей (не менее 50 %) в коллегиальные органы, принимающие решение о размере тарифов;
4) установление общественно приемлемого соотношения средних зарплат работников естественных монополий и работников бюджетного сектора на уровне 2 к 1, а также верхнего предела заработной платы и премирования во всех формах менеджеров естественных монополий (эта мера не является рыночной, но и монополии не работают на рынке, а диктуют свои цены как хотят);
5) проведение анализа структуры отношений по производству и поставке продукции естественных монополий с целью исключения из них необоснованных посредников;
6) применение конкурсных процедур, аналогичных процедурам госзаказа, для закупки товаров, работ и услуг для субъектов естественных монополий (сейчас монополии не размещают заказы подрядчикам на конкурсной основе и могут искусственно завышать цены, что отражается на росте тарифов).
В последнее время ряд членов Правительства РФ, включая его Председателя, неоднократно высказывались о необходимости снижения тарифов на услуги субъектов естественных монополий. Отсутствие реальных и ощутимых шагов в этом направлении подрывает доверие к власти и может обернуться тяжелыми последствиями для страны.
В целях обеспечения государственного и общественного контроля за расходованием денежных средств организациями, являющимися естественными монополиями или осуществляющими деятельность в сферах, в которых ограничена или отсутствует конкуренция, а также организациями, получающими средства из бюджета, применяющими регулируемые тарифы и надбавки, необходимо ограничение объема информации, которую можно относить к коммерческой тайне.
В перечень сведений, в отношении которых организации, осуществляющие деятельность в сферах, в которых ограничена или отсутствует конкуренция, не могут устанавливать режим коммерческой тайны необходимо включить сведения:
1) содержащихся в установленных формах отчетности об их финансово-хозяйственной деятельности;
2) о заработной плате и иных доходах работников;
3) об участии должностных лиц в коммерческих организациях;
4) об организациях, по отношению к которым должностные лица являются аффилированными лицами;
5) о размерах и структуре их доходов, размерах и составе имущества, об их расходах;
6) об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
7) о вложении ими средств в активы (ценные бумаги), уставные фонды других организаций, процентные облигации и займы;
8) об их кредитных, торговых и иных обязательствах.».
Необходимо обязать такие организации публиковать эту информацию на официальном сайте организации в сети Интернет.
Эти нормы должны быть продублированы в федеральных законах «О естественных монополиях», «Об электроэнергетике», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
Аналогичные требования должны предъявляться к организациям получающим средства из бюджетов всех уровней, поэтому необходимо включить эти требования в Бюджетный кодекс Российской Федерации,
К документу приложен законопроект "ЯБЛОКА" О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий и иных организаций, функционирующих в сферах, в которых ограничена или отсутствует конкуренция