Дальнейшие шаги по противодействию коррупции
Общие проблемы:
Бесконтрольность чиновников, вытекающая из резкого дисбаланса ветвей власти в сторону исполнительной. Слабость парламентского и общественного контроля за исполнительной властью. Отсутствие независимой и объективной судебной системы. Низкая вероятность наказаний за злоупотребления чиновников. Низкие официальные оклады чиновников резко контрастируют с их широкими полномочиями по распоряжению национальными (региональными, местными) дефицитными ресурсами, а также большими полномочиями влиять на деятельность фирм и граждан. Высокая рента, связанной с государственным регулированием различных сфер экономики. Высокий уровень закрытости в работе государственных органов, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, распределения бюджетных средств, имущественных, земельных и иных ресурсов, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих. Несоблюдение «баланса интересов» в законодательстве.
Общие предложения:
На смену идеологии «вертикали власти» должна придти технология разделения ветвей власти как базового принципа современного государства. Обеспечение реальной политической конкуренции в СМИ и на выборах всех уровней. Устранение препятствий для доступа оппозиции в органы власти. Одновременное повышение материального статуса чиновника и ужесточение его ответственности за коррупционное поведение. Создание атмосферы уважительного отношения к труду чиновника.
Ниже предлагается конкретизированный перечень проблем, порождающих коррупцию и предложений по их решению.
1. Бюджетные отношения
Проблемы:
Полное отсутствие контроля со стороны законодательной власти за направлением расходования бюджетных средств, неэффективное их расходование (отсутствие технико-экономических обоснований), отсутствие контроля за результатами использования бюджетных средств.
Предложения:
1.1. Внести изменения в Бюджетный кодекс:
1.1.1 о раскрытии информации об организациях получающих средства бюджета;
1.1.2 о запрете включения в законы о бюджетах расходов без представленного технико-экономического обоснования;
1.2. введение сплошного контроля за результатами расходования бюджетных средств;
1.3. ответственность за недостижение заявленных показателей.
2. Закупка (поставка) товаров и услуг для государственных нужд
Проблемы:
Недостаточная дифференциация правил закупки в зависимости от особенностей закупаемого товара (услуги). Отсутствие нормативной базы, устанавливающей требования к качеству работ и услуг, включаемые в условиях конкурсов и аукционов, что позволяет подрядчикам экономить на качестве. Возможность манипулирования допуском к конкурсу (аукциону) и результатами торгов.
Предложения:
2.1. Восстановление действовавших в советский период нормативных актов об особенностях регулирования поставки отдельных видов товаров, услуг в соответствии с их спецификой и критериями качества продукции;
2.2.Запрет на участие в конкурсе взаимозависимых организаций в качестве разных организаций;
2.3. Запрет перепродажи полученных в результате конкурса (аукциона) прав, организациям, не заявленным в качестве соисполнителей при проведении конкурса (аукциона).
3. Бюджетные обязательства
Проблема:
Отсутствие ответственности государства за неисполнение обязательств по выделению бюджетных средств, оплаты государственного заказа.
Предложения:
3.1. Установление гражданско-правовой ответственности государства в целом, а также материальной ответственности должностных лиц.
3.2. Установление порядка предъявления претензий и исков к государству.
4. Широкие полномочия по распоряжению землей
Проблемы:
Широкое использование передачи полномочий различным ведомствам вопросе выделения земельных участков. Право исполнительной власти бесконтрольно распоряжаться земельными участками, в том числе изымать их у существующих пользователей. Отсутствие: оформленных прав на землю, явно сформированной рыночной цены на землю, низкий уровень компенсации за изымаемую землю. Невнятное определение понятия недвижимости в ГК, позволяющее «разрывать» земельный участок и находящееся на нем строение (здание, сооружение).
(Огромное число зданий и сооружений принадлежат частным лицам на праве собственности, в то время как земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находятся в собственности государства либо вообще исключены из оборота. Преобладание государственной собственности на землю сохраняет монополизацию рынка недвижимости. "Административная" аренда земли делает землепользователя бесправным. Органы власти, обладая фактической монополией на землю и административными полномочиями, могут извлекать коррупционный доход в силу возможности навязывать арендаторам условия договоров с непрогнозируемым экономическим эффектом, а также расторгать договоры в интересах других лиц).
Предложения:
4.1. Внести в законодательство изменения, передающие права установления порядка распоряжения землей представительным органам власти:
4.1.1. запретить передачу земель общего пользования под застройку и иные виды хозяйственного использования без одобрения представительных органов,
4.1.2. запретить корректировки границ охраняемых природных территорий без одобрения представительных органов.
4.2. Разработать модельные Правила землепользования и застройки для различных категорий населенных пунктов, так как для их разработки в регионах нет не только достаточного опыта регулирования этих отношений, но и нет желания выпускать такую доходную статью из своих рук.
4.3. Установить жесткие сроки оформления земельных участков под объектами недвижимости, в том числе многоквартирными домами и установить ответственность чиновников за невыполнение этих сроков. Определить в Жилищном кодексе более строгий и соответствующий ГК порядок создания ТСЖ и ЖСК, а также распоряжения ими совместной и долевой собственностью.
4.4. Ускорить завершение межевания и кадастрового учета земель.
4.4.1.Обеспечить государственное финансирование межевания и оформления земельных участков, находившихся в пользовании граждан до вступления в силу Земельного и Жилищного кодекса.
4.5. Изменить определение объекта недвижимости, сформулировав его как земельно-имущественный объект, в котором земельный участок и находящееся на нем строение (здание, сооружение) следуют единой судьбе.
5. Низкий государственный, парламентский и общественный контроль за чиновником.
Проблемы:
Недостаточная прозрачность доходов и расходов чиновника. Бесперспективность обжалования гражданами неправомерных действий чиновника. Отсутствие возможности влияния на бездействие чиновника.
Предложения:
5.1 введение публичного контроля не только за доходами но и за расходами должностных лиц.
5.2. введение судебного порядка привлечения чиновника к административной ответственности по заявлению гражданина.
5.3. введение процедуры позволяющие гражданам использовать заявительный порядок действий в случае непринятия в установленные сроки решения исполнительным органом.
6. Низкая зарплата чиновников
Проблемы:
Постоянно возрастающий объем должностных обязанностей без увеличения вознаграждения. Низкая доля заработной платы в общем объеме выплат (премиальных и прочих) формирует зависимость чиновника от произвола руководителя. Невыполнимый объем обязанностей
Предложения:
6.1. Параллельно с мерами по повышению ответственности повышать уровень вознаграждения чиновников,
6. 2. Повысить долю зарплаты в общем объеме вознаграждений.
7. Несовершенство административного процесса.
Административные процедуры разрабатываются органами, осуществляющими контроль за соблюдением административного законодательства, поэтому они составлены так, что решения о привлечении к административной ответственности невозможно оспорить.
Предложение:
7. 1. повысить уровень утверждения процедур.
8. Административное давление контролирующих (проверяющих) органов
Проблемы:
Контролирующие органы выполняют сути те же функции, что и следственные: каждое деяние автоматически относится к категории умышленного правонарушения, действует презумпция недобросовестности, виновности, существует произвол в привлечении или непривлечении к ответственности.
Предложения:
8.1. Оценка контролирующих органов должна производиться не по числу собранных штрафов, а по количеству устраненных правонарушений. Ответственность должна возникать только за сознательное нарушение, а не за допущенную ошибку. Составлению протокола о нарушении должно обязательно предшествовать предписание об устранении нарушения. Должно предусматриваться право обжаловать предписание как в вышестоящую организацию, так и в судебном порядке.
8. 2. Внесение соответствующих изменений в систему банковского налогового и административного контроля.
9. Милиция
Проблемы:
Резкий контраст между властными полномочиями сотрудников милиции и низкой зарплатой – даже в сравнении с другими правоохранительными органами, а также низкой доли в оплате труда зарплаты, от размера которой отсчитываются пенсии. Чрезмерно раздутые штаты. «Клановый» принцип формирования высшего звена руководства на федеральном и региональном уровнях и как следствие – их зависимость от финансово-промышленных групп. Высокая зависимость Управлений и Отделов внутренних дел от региональных и местных властей. Высокая персональная зависимость сотрудников от руководства, в том числе его незаконных распоряжений, незащищенность от необоснованных наказаний. Карательный уклон в работе Департамента собственной безопасности. Чрезмерно широкая сфера компетенции Департамента экономической безопасности, позволяющая его сотрудникам вмешиваться в деятельность любого предприятия.
Предложения:
9.1. Усиление парламентского контроля за милицией,
9.1.1. введение обязательной практики защиты милицейских бюджетов в парламенте на разных уровнях.
9.2. Принятие волевого решения о назначении на должность министра и руководителей УВД честных профессионалов с широкими полномочиями по подбору кадров, - в том числе своих заместителей (без оглядки на «рекомендации»), с целью выполнения следующих задач:
9.2.1. оптимизация структуры МВД, предполагающая сокращение штатов за счет менее профессиональных и добросовестных сотрудников с повышением оставшимся вознаграждения и доли общей заработной платы в системе выплат,
9.2.2. формирование «социального пакета» сотрудника милиции, включающего государственный кредит на покупку квартиры – с погашением кредита государством через 20 лет безупречной службы,
9.2.3. ограничение компетенции ОБЭП исключительно криминальными видами бизнеса,
9.3. принятие нормы о возможности увольнения сотрудника после 5 лет службы исключительно через суд и только с согласия профсоюза.
10. «Провоцирующие» проверки на коррупционную устойчивость
Проблема:
Недостаточность заявительного порядка реагирования на коррупционные действия (правоохранительные органы принимают меры только по заявлению, например, жертвы вымогательства). Отсутствие гибкости в системе наказаний за коррупционное поведение.
Предложения:
10.1. Внести в законодательство изменения, позволяющие:
10.1.1 осуществлять проведение проверок госслужащих, в т. ч. сотрудников правоохранительных органов, на коррупционную устойчивость путем имитации крупного подкупа и иных коррумпирующих действий;
10.1.2 ограничивающие наказание за коррупционную неустойчивость увольнением со службы.
11. Судебные органы
Проблемы
Имущественная зависимость судей и судов от местной власти Возможность фальсификации протоколов судебных заседаний, доказать которую невозможно
Предложения
11.1. Внести изменения в законодательство, предусматривающее материально-техническое обеспечение судов исключительно за счет средств федерального бюджета
11.2. Введение обязательной аудиозаписи на всех стадиях процесса.
11.2.1. Законодательное закрепление права заинтересованных лиц публиковать аудиозаписи в сети Интернет.