Революция в Ливии продемонстрировала очень важное обстоятельство: авангардом уличного протеста является молодежь, консолидированная благодаря социальным сетям. В первую очередь это международные твиттер и фейсбук, частично региональные проекты.
Революции на Ближнем Востоке и в Северной Африке значительно отличаются от оранжевых переворотов первой половины нулевых в Восточной и Юго-Восточной Европе. Различны методы воздействия на общество. В 1999 году в Сербии, как и сегодня в Ливии, на телевидении процветала политическая цензура. Но в Сербии интернет только набирал обороты, использовать его в политических целях тогда было невозможно. Причины имели объективный характер: скажем, в те времена были не так доступны и не так функциональны мобильные телефоны. В Ливии же, как и в других африканских деспотиях, свободный интернет стал заменой ТВ. Отключение страны от всемирной сети в феврале уже не смогло ничего изменить. Кто знает, сколько бы еще народ Ливии находился под гнетом авторитарного лидера, если бы не соседние твиттер-революции в Тунисе и Египте и не собственные интернет-юзеры?
В начале нулевых никто в нашей стране всерьез не рассматривал интернет как площадку для активизации социальных групп. Политические партии и движения не спешили бросать силы на работу в этой сфере, они продолжали надеяться на восстановление статус-кво, на снятие блокады Путин-ТВ. Часто партийные боссы оказывались слишком консервативными. Так или иначе, впервые федеральные политические структуры серьезно заявили о себе в интернете только в 2007 году. Тогда во время выборов в Думу массово создавались площадки в ЖЖ, некоторые даже снимали предвыборные ролики специально для интернет-публики (достаточно вспомнить серию великолепных видео от Марии Гайдар). Прочувствовав веяние времени, блог не завел только ленивый, начиная от активистов молодежных движений и заканчивая президентом страны.
Сейчас для политических активистов интернет имеет уникальное значение: в нем собирают подписи, организуют митинги, проводят альтернативные выборы мэра Москвы и кампании за отставку Путина. Трудно представить массовую уличную акцию без «арт-подготовки» в интернете. Но я думаю, что социальные сети способны на большее. Особенно в России, где десять лет жестко и последовательно кромсались демократические институты. Остается меньше года до Больших Выборов, и решающую роль в них сыграет именно интернет.