В ходе своего визита в Польшу премьер Путин подписал соглашение о транспортировке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) от двух исследовательских реакторов в Россию. На фоне великодержавных амбиций нашего руководства данное соглашение выглядит как-то по-будничному мелко и с данными амбициями резко контрастирует. Оказывается, Россия готова обслуживать Польшу, предоставляя свою территорию под ее ядерные отходы.
Родоначальником инициативы зарабатывать на размещении нужника для зарубежного ядерного дерьма является бывший глава Минатома Адамов. А вложил ему эту идею в мозг, воспаленный мечтами о крупной наживе, американский ученый Томас Кохран, который мне подробно рассказал о диалогах с Адамовым. Беседы с Кохраном довели мозг Адамова до крайней степени возбуждения. Оно-то (возбуждение) и породило магическую цифру (20 млрд. долларов), которую РФ якобы могла бы получить за размещение ядерного могильника под Красноярском.
В 2002-м году вокруг этой темы развернулась бурная дискуссия. Из всех партий только «ЯБЛОКО» выступило против превращения страны в международный ядерный могильник. Мне пришлось даже проверить «на вшивость» хранилище ОЯТ в Железногорске. По следам этой инспекции Путин организовал проверку ФСБ, которая подтвердила, что крупнейшее в стране хранилище ОЯТ совершенно не охраняется.
Потом вокруг ГХК в Железногорске построили забор. Министр Румянцев (самый достойный из всех глав Минатома) имел мужество поблагодарить меня за решение этого вопроса на заседании ГД. Но дело даже не в этом. Наша инспекция показала, насколько низки в РФ стандарты безопасности при обращении с ОЯТ. При массовом его притоке в Россию, конечно, были бы крупные доходы, кое-что даже перепало бы бюджету. Но этих денег все равно бы не хватило на обеспечение безопасности в длительной перспективе хранения ОЯТ. Для примера одно только сравнение. В США, Швеции, да и в других атомных странах, ОЯТ прежде, чем пойти на вечное захоронение, многие годы хранится на глубине 15 метров под землей. У нас – в обычных наземных зданиях, открытых всем ветрам, потенциальным снарядам, ракетам с какими угодно боеголовками, диверсантам и террористам.
При этом упомянутые страны хранят так глубоко исключительно свое ОЯТ, а мы собирались хранить наземно ОЯТ со ВСЕГО МИРА!
«ЯБЛОКО» потратило много сил, чтобы этот чудовищный проект не был реализован. Впрочем, решающую роль сыграла позиция США, которые заморозили проект ввоза ОЯТ в Россию из-за ее ядерной дружбы с Ираном.
Однако, теперь данный проект возвращается мелкими порциями – из таких неожиданных стран как Польша. Эта страна готова платить нам деньги за то, чтобы источник радиационной отравы на сотни лет существовал не на ее территории, а на нашей. Лидеры маленькой Польши готовы платить деньги за то, чтобы у будущих поколений поляков не было радиационных проблем. Правители большой России готовы взвалить на будущие поколения россиян эти проблемы за то, чтобы побыстрее получить польские деньги. Кто стратег? Кто временщик?
Желание загадить Россию неистребимо, пока жив сверхприбыльный бизнес Адамова – торговля будущими поколениями.