В Госсовете Удмуртии состоялось заседание комиссии по бюджету, налогам и финансам, на котором рассматривался проект закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Присутствовали министр финансов, представитель прокуратуры, аудиторы государственного контрольного комитета Удмуртии (подразделение федеральной Счетной палаты РФ). Звучали весьма оптимистичные цифры экономического прогноза на предстоящие годы, включая уровень жизни, среднюю заработную плату по региону, а также снижение уровня бедности. Была возможность обратить внимание присутствующих на чрезмерно оптимистичный прогноз социально-экономического развития Удмуртии, на основе которого строился проект закона о бюджете, который не отражает реальную и прогнозируемую экономическую ситуацию.
Ия Боронина (слева). Фото: Госсовет УР
Также обратила внимание министра финансов на ряд наших предложений в проект закона, по которым не было одобрения в прошлом году и по которым ряд ведомств не направили в срок бюджетные заявки в этом году. По ним повторно нами будут вноситься поправки, а также ряд новых предложений, по которым необходимо допфинансирование.
Прогнозируемый доход бюджета Удмуртии в 2025 году составит порядка 121 млрд руб. Расходы порядка 123 млрд руб, дефицит около 2,27 млрд руб. Это почти на 50 млрд. руб больше, чем прогнозировалось в прошлом году к первому чтению при принятии закона о бюджете на 2024-2026 годы.
Согласно пояснительной записке к проекту закона, основные параметры проекта бюджета определены исходя из сложившейся экономической ситуации и положительной динамики основных отраслей экономики.
При этом стоит констатировать, что базовая ставка ЦБ РФ составляет на текущий момент 21%, что выше критической отметки в 20% (22.03.2022 г), а реальная ставка банков по ипотечным кредитам на сегодня от 28,5 %, что и отражает истинный уровень инфляции. Более того, председателем Банка России анонсирован новый рост ключевой ставки в конце текущего года и начале следующего.
Более того, Счетная палата РФ в своем заключении на проект федерального закона о бюджете РФ указывает на то, что прогноз социально-экономического развития на 2025-2027 годы предполагает снижение экспортной цены на российскую нефть. В этой связи сохраняются риски недополучения доходов бюджета при неблагоприятном развитии внешнеэкономической ситуации. Базовый сценарий прогноза Банка России существенно более пессимистичен, особенно в 2025 году. В 2025-2027 годах федеральный бюджет планируется с дефицитом. Основным источником финансирования дефицита будут выступать государственные внутренние заимствования.
Далее цитирую данные из доклада председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной от 31 октября 2024 года на совместном заседании комитетов Госдумы:
«Осенью 2023 года инфляция достигла пика 10-12% по большинству устойчивых показателей. В ответ мы продолжали постепенное ужесточение денежно-кредитной политики. В декабре ключевая ставка достигла 16%. Тогда данные давали основания полагать, что этого будет достаточно для возвращения инфляции к цели к концу 2024 года. Действительно, текущий рост цен в декабре замедлился. В первом квартале он опустился до 6%. В январе-феврале происходило и заметное синхронное снижение инфляционных ожиданий. Но весной 2024 года снижение инфляции не просто приостановилось, с мая оно сменилось повторным и значительным ускорением. И в последние месяцы, к сожалению, почти каждая новая порция данных говорила о том, что инфляционное давление вновь растет. В ответ на это мы в июле, сентябре и октябре подняли ключевую ставку еще суммарно на 5 процентных пунктов».
«В третьем квартале 2024 года наблюдается высокая, неснижающаяся инфляция, которая сигнализирует о том, что спрос серьезно оторвался от производственных возможностей экономики. Также значение имеет и значительное повышение утилизационного сбора, более существенная, чем предполагалось ранее, индексация коммунальных тарифов и тарифов РЖД. И это происходит при уже высокой инфляции. А она будет выше, чем по итогам прошлого года. Рост инфляции продолжится. Если не компенсировать влияние дополнительных проинфляционных факторов на спрос и на инфляционные ожидания, то рост инфляции продолжится. И мы закончим 2025 год с еще более высокой инфляцией, чем мы имеем сейчас». (Тот же источник.)
«Нам потребуется существенно более высокая траектория ключевой ставки, чем мы предполагали в июльском прогнозе. Средняя ставка за этот год составит 17,5%, в следующем – 17-20%». (Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России 25 октября 2024 года, после очередного повышения ключевой ставки ЦБ РФ).
Согласно материалов ЦБ РФ, «на фоне макроэкономического кризиса, сопровождающегося падением ВВП и снижением реальных доходов населения, уровень дефолтности по текущему ипотечному портфелю резко возрастает. Закредитованность населения, высокая долговая нагрузка и снижение доходов привели к ипотечному кризису, который может в свою очередь привести граждан и экономику к:
- социальным последствиям в случае массовых дефолтов уязвимых домохозяйств;
- сокращению потребительских расходов: они резко сократят расходы на потребление, а это в свою очередь приведет к снижению совокупного спроса и замедлению экономической активности.
Реализация этих рисков может запустить действие обратных связей в финансовой системе, что усилит первоначальный макроэкономический шок и может привести к остановке рынка ипотеки и жилищного финансирования».
Также следует отметить, что высокий Госдолг Удмуртии остается одной из проблем и требует усиления контроля его управлением. Так, на 1 ноября 2024 года государственный долг Удмуртской Республики составил 66 млрд 528 млн рублей. Госдолг держится на уровне прошлого года.