Михаилу Сергеевичу Горбачеву исполняется 90 лет.
Он давно перестал быть президентом моей страны.
И той страны уже давно нет.
Но Горбачев, потерявший власть, остался великим человеком и выдающимся политическим деятелем.
В отличие от многих, которые интересны только пока они находятся у власти.
И чем больше проходит лет - тем лучше я понимаю, как много сделал Горбачев и как многим мы ему обязаны.
Я помню ту давнюю весну 1985-го, когда Михаил Горбачев приехал в Ленинград, и, выйдя из машины, говорил с обступившими его людьми (попробуйте представить себе в такой ситуации Путина - разве что, толпу будут имитировать сотрудники ФСО).
Именно тогда он произнес знаменитое «нам всем надо перестраиваться» - и именно тогда появилось слово «Перестройка».
Через два года мы назовем так свой клуб, ставший точкой зарождения ленинградского демократического движения, и давший «дорогу в жизнь» многим будущим известным политикам и журналистам.
Когда Горбачев был президентом - я, как и другие, его критиковал.
И было за что: за полуправду о Чернобыле и заявления о происках «антиперестроечных» и «деструктивных» сил, за гонения на Ельцина и «наезд» на Сахарова, за прикрытие виновников тбилисской трагедии в апреле 1989-го и «фигуру умолчания» после января 1991-го в Вильнюсе, за отказ от программы «500 дней» и отказ поддержать самоопределение армян Карабаха...
Все это - было.
Но все же, все же все же: свобода слова и демократия, рыночная экономика и частная собственность, конкурентные выборы и многопартийность, ослабление цензуры и освобождение политзаключенных, открытие границ и прекращение гонки вооружений, падение Берлинской стены и уход из Афганистана, публикация ранее запрещенных книг и появление на экране ранее упрятанных на полку фильмов - все это мы получили благодаря Горбачеву. И именно при нем и благодаря ему, - впервые за долгие годы, — несогласие с властью перестало считаться преступлением.
На фото: слева направо Генрих Боровик, Борис Вишневский, Михаил Горбачёв, Владимир Лукин// личный архив Бориса Вишневского
Потом, когда Горбачев перестанет быть президентом, сложится устойчивый миф о том, что большинство из перечисленного - заслуга Ельцина. Но Ельцин лишь получил это в наследство, а потом это стал методично уничтожать Путин, оставленный им в качестве преемника.
Начиная и проводя политические реформы, Горбачев добровольно ослаблял свою власть. Ельцин же проводил политические реформы, целью которых было усиление его власти.
Горбачев, уходя, не требовал для себя и членов своей семьи неприкосновенности. Ельцин же сделал это главным условием своей отставки.
В 1996 году Горбачев был гостем съезда «Яблока» - и съезд, где присутствовали многие его давние и принципиальные оппоненты, встретил его овацией и стоя. Признавая его выдающиеся заслуги и его важнейшую историческую роль.
Не могу не вспомнить историю, навсегда запечатлевшуюся в моей памяти.
В мае 1995 года в Петербурге, в Мариинском дворце (где работает наше Законодательное Собрание) проходила конференция «10 лет перестройки». И на ней выступал Горбачев.
Когда он закончил выступать, на трибуну вышел мэр Анатолий Собчак, и заявил: «Мы выслушали традиционную по своей длительности речь последнего Генерального секретаря, который всегда хотел только власти». Тут он чуть закашлялся, и взялся за стакан с водой. И тут в зале поднялся Горбачев.
«Эх, Анатолий Александрович, Анатолий Александрович!, - сказал он. - Хотел бы я только власти — ты бы меня и сейчас встречал, как Генерального секретаря!». Раздался громовой хохот, Собчак поперхнулся, а Михаил Сергеевич усмехнулся и добавил: «Да, пожалуй, и не ты бы встречал».
Больше Собчак до конца конференции ничего не говорил...
Если бы Горбачев хотел только власти — теоретически, он бы мог править страной и по сей день. И его портреты носили бы на демонстрациях и вешали в руководящих кабинетах. И сборниками его речей были бы заполнены книжные магазины.
Но он сделал другой выбор. Имея возможность не начинать никаких перемен, он решился на это — и изменил не только страну, но и мир.
Кланяюсь Вам, дорогой Михаил Сергеевич.
Пожалуйста, берегите себя и будьте здоровы.
С юбилеем!
P.S. Фото 2002 года, Москва.