25 апреля 2020
Спецвыпуск дайджеста

Сам себе режиссер и актер (#накарантине)

2020-04-25-kar-site.jpg

Первый месяц карантина позади. Сколько дней самоизоляции впереди – никто не знает. Большинство из нас продолжают сидеть в четырех стенах, самоотверженно стараясь проводить время с пользой. Сегодня мы расскажем о том, как, не выходя из дома, можно снять кино, а еще как, сидя в своей квартире, можно не только посмотреть спектакль, но и стать его участником.

В 2003 году в Петербурге сначала активно готовились, а потом масштабно отмечали 300-летие города. Виктор Косаковский, один из самых успешных российских режиссеров-документалистов, родившийся в Ленинграде, тоже наверняка за всей той юбилейной суетой наблюдал. Но фильм тогда он сделал совсем о другом. За окнами его квартиры ходили случайные люди, проносились машины, менялось время года, а еще вскрывали, укладывали и снова вскрывали асфальт рабочие. И Косаковский начал это снимать. В результате получилась философская комедия с элементами абсурда. Называется фильм «Тише!» «Если бы мне нравилось то, что делается за моим окном, или не нравилось, я бы не снимал. А вот когда я не знаю, нравится или нет — если мне и нравится и не нравится одновременно, — тут возникает предмет искусства», объяснял Виктор Косаковский идею создания картины. «Тише!» — тот случай, когда для успеха оказались не нужны большой бюджет и съемочная группа. Впоследствии фильм Косаковского участвовал в международных фестивалях и даже был в прокате в Европе и США.

Один из самых свежих примеров съемки фильма из окна квартиры – работа Михаила Горобчука «Пятерка» (2017). Это короткое, тихое, поэтичное кино о соседе режиссера. Мужчина под окнами Горобчука постоянно что-то делал со своими старыми «Жигулями»: чинил, мыл, разбирал вещи в багажнике. Этого фильма пока нет в открытом доступе, но даже из трейлера видно, что для героя «пятерка» больше, чем просто машина. Он заботится о ней как о своей любимой подруге. Фильм Горобчука – пример того, что кино окружает нас повсюду. Главное его заметить.

Петербургский антрополог Илья Утехин вообще считает, что под взглядом художника искусство может быть обнаружено в самых невероятных местах. Один из любимых предметов научных интересов Утехина – коммунальные квартиры. У него даже есть книга об этом — «Очерки коммунального быта». Недавно в рамках проекта «Третьяковка дома» была опубликована лекция Ильи Утехина «Советский коммунальный быт как предмет искусства». В ней ученый берет за основу выставку Ильи и Эмилии Кабаковых, которая прошла в Третьяковской галерее в конце 2018 года, и объясняет, как советский коммунальный быт стал материалом и выразительным языком для художников-концептуалистов. На конкретных примерах Утехин показывает, что Илья Кабаков, создавая работы о мире коммунальной квартире, действовал как настоящий этнограф.

***

Режиссер Борис Павлович, драматург Элина Петрова и продюсер Митя Мозговой показывают пример, как карантин может подтолкнуть к созданию новых форматов в искусстве. В частности, как можно продолжать заниматься театром в условиях самоизоляции. Павлович и Петрова придумали, что спектакль будет разыгрываться по телефону. Участвуют двое: актриса и зритель. Последний за десять минут до начала получает текст со своими репликами в пьесе «Алло». И дальше ждет звонка. Авторы спектакля просят не читать текст заранее, иначе пропадет интрига. В пьесе заложен элемент импровизации, поэтому зрителю отводится не менее важная роль, чем актеру. Все участники процесса гарантированно испытают волнующие моменты. Во времена, когда личное общение сведено к минимуму, любой контакт с новым человеком кажется чудом.

***

В интернете, тем временем, появился сайт Quarantine diaries («Дневники карантина»). Там собраны записи людей, переживающих карантин в разных странах. Это такая мозаика историй из Берлина, Москвы, Тель-Авива, Рима, Ливерпуля о жизни в новых условиях.

Вот фрагменты записей из двух дневников, сделанных 29 марта. Один принадлежит женщине-ученому из Берлина, второй – профессору права из Мадрида.

— Я живу в респектабельном и добропорядочном Шарлоттенбурге, тут у нас все четко выполняют правила: никто больше двух не собирается, все чихают в локоть и держат дистанцию минимум полтора метра. Даже утки-мандаринки в нашем парке (а я сейчас общаюсь в основном только с птицами) сидят теперь на приличном расстоянии друг от друга, хотя раньше я их в том же месте наблюдала вповалку (впрочем, тогда они грелись, а сейчас потеплело).

— У профессоров работы прибавилось в карантин. Все лекции перешли на электронные платформы. Одна из моих студенток сообщила всем в середине сессии, что ей нужно идти, так как настало время ужинать и вообще уже поздно. Нельзя не согласиться. Я рада, что студенты чувствуют себя расслабленно.

Как рассказала Colta.ru автор проекта социолог и журналист Юлия Рыженко, на создание глобального онлайн-дневника времен пандемии ее вдохновил роман Даниэля Дефо «Дневник чумного года». Его герой рассказывает о жизни в Лондоне во время эпидемии чумы. Присоединиться же к проекту Юлии Рыженко может любой желающий.

Ждем окончания карантина и верим в лучшее,

Ваше «Яблоко»

Автор

#ЯблокоГромчеГолос

Еженедельный дайджест. Выходит в конце недели.

О ком статья?

#ЯблокоГромчеГолос

Еженедельный дайджест. Выходит в конце недели.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).