В районе поселка Лебяжье, недалеко от Кронштадта, стоит на якоре сухогруз «Михаил Дудин» с 600 тоннами радиоактивных отходов (ОГФУ, обедненный гексафторид урана, или «урановые хвосты») из немецкого города Гронау.
В самое ближайшее время корабль может зайти в морской порт Петербурга, где отходы перегрузят на железную дорогу, и повезут (в том числе, с проездом по городу, мимо жилых кварталов) в Новоуральск, в Свердловскую область.
Эти отходы — одновременно радиоактивные и токсичные.
После переработки в Новоуральске 10% груза, — в виде урана-235, — отправится для продажи обратно в Германию, а 90% останется для хранения в России.
В нашей стране и так уже накопилось и хранится больше миллиона тонн ОГФУ.
«Росатом» заявляет, что после 2080 (!) года собирается использовать эти отходы для неких «сотни новых реакторов на быстрых нейтронах». Которых никто в глаза не видел, и неизвестно, будут ли они когда-нибудь.
Авария при перевозке ОГФУ грозит очень серьезными последствиями — в радиусе десятков километров. Как из-за радиационных поражений, так и в силу химического отравления: ОГФУ достаточно токсичны.
Российские законы не считают ОГФУ радиоактивными отходами. Но это не делает их безопасными.
Десять лет назад контакты на «добогащение» ОГФУ были остановлены, а Сергей Кириенко — тогдашний глава «Росатома», — заявил, что они не будут продлеваться.
Теперь концепция изменилась, и новые ОГФУ поплыли в Россию.
Видимо, деньги очень нужны.
Но не такой же ценой?
В понедельник утром мы с Анатолием Головым — членом Бюро «Яблока» и депутатом Госдумы двух созывов, — направили срочное обращение губернатору Петербурга Александру Беглову и главе «Росатома» Алексею Лихачеву. Требуя не допустить перегрузки ОГФУ в Петербурге и провоза железной дорогой через город.
Никакой реакции пока нет.
Зато есть реакция Свердловского «Яблока» — мои коллеги выступили с категорическим протестом против транспортировки ОГФУ в Новоуральск.
И питерские активисты второй день проводят пикеты, протестуя против перегрузки ОГФУ в нашем городе. Спасибо огромное им за это.
Да, наверное, в Кремле и «Росатоме» считают, что деньги не пахнут… то есть, не «фонят».
Такие у нас «контрсанкции»: сыр и яблоки из Германии ввозить нельзя, а радиоактивные отходы – можно.
Пока не поздно, необходимо это остановить.
Россия — не ядерная свалка!