Кадр из сатирической комедии «Смерть Сталина»
В 1994 году постановлением правительства были введены прокатные удостоверения, необходимые для проката фильмов в кино, выхода на видео или показа на ТВ. Оформляя удостоверение в Минкульте, ты приносил документы, подтверждающие, что владелец прав на фильм разрешает его показ. Кроме того, ты сдавал копию фильма в Госфильмофонд, что само по себе вещь очень полезная, так как коллекция Госфильмофонда может в будущем стать основой для создания Национальной публичной синематеки.
Если владелец прав на фильм жаловался на нелегальный прокат фильма - отсутствие «прокатки» доказывало его правоту. Речь при этом шла лишь о нарушении авторского права. Если владелец прав не возражал, например, против показа своего фильма на фестивале это можно было сделать запросто, без лишней волокиты с получением прокатки.
Но в 2014 году президент Путин, Совет Федерации и Государственная Дума тихо, незаметно и почти без возражений (против в Госдуме голосовал всего 1 депутат – Дмитрий Гудков) приняли поправку в закон о господдержке кинематографии от 1996 года. Эта поправка дополнила закон 1996 года статьей 5.1. Она запретила любой показ фильмов на территории РФ без прокатного удостоверения. Любой, включая домашний. Любой, возражают или нет создатели фильма против, например, разового благотворительного или учебного показа.
И была принята поправка, вводящая административную ответственность с немаленькими штрафами, за показ фильмов без прокатки - статья 14.58 Кодекса об административных правонарушениях. Вне закона оказались любые клубы киноманов. Кинофестивали оказались обязаны ради одного-двух показов проходить всю процедуру с каждым из 10-15-20 фильмов в своей программе.
Смысл этого стал понятен сразу: начались запреты фильмов. Это механизм цензуры и злоупотреблений, не только политического, но и коммерческого свойства, когда в праздничные дни чиновники расчищают афишу кинотеатров от потенциальных конкурентов для бездарных убыточных пропагандистских опусов. Именно по этой причине на прошлой неделе вспыхнул скандал с попыткой переноса нового английского фильма про медвежонка Паддингтона. За день до выхода на экраны Минкульт попытался сдвинуть премьеру на две недели. Но ассоциация владельцев кинотеатров, которые уже продавали билеты и могли понести огромные убытки, заставили бюрократию отступить. Теперь по чисто политическим причинам, прямо нарушая Конституцию и совершая уголовное преступление в виде злоупотребления должностными полномочиями, Министерство культуры попыталось запретить сатирическую комедию «Смерть Сталина».
Что с этим нужно делать - известно. Еще в 2016 году я и мои коллеги по партии «Яблоко» подготовили концепцию закона, передающего выдачу прокатных удостоверений от государства правообладателям. Фестивали и киноклубы смогут спокойно работать. Статья 5.1 в законе о кино и статья 14.58 в КоАП будут отменены. Если владелец прав на фильм увидит их нарушение, он всегда сможет решить этот вопрос в рамках соответствующего законодательства, а цензурная дубинка у государства будет отобрана. Кино будет выбирать и оценивать зритель.
Еще одним шагом к этой свободе выбора должно стать создание Национальной публичной синематеки с отделениями во всех регионах и крупных населенных пунктах страны. Приходя в нее, как приходит в библиотеки, человек сможет свободно выбрать, что из обширных коллекций Госфильмофонда и Музея кино он хочет посмотреть.
Но все это возможно в случае политических перемен в России. А для них нужна политическая воля народа, проявленная, например, на предстоящих в марте президентских выборах.