Вчера Мосгордума приняла закон «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве».
Он уже преподносится мэрией как величайшая уступка и предоставление неких незыблемых гарантий жителям сносимых домов. На самом деле все это – блеф.
По этому закону, мнение людей в процессе «реновации» не значит ничего. 1) Речь идёт только о собственниках и нанимателях по соцнайму. Не учитываются интересы владельцев нежилых помещений, нанимателей и арендаторов, которые снимают помещения не по договорам соцнайма. (п. 1 ст. 1).
2) Но и собственники, которые в меньшинстве, остаются в пролете. Для них отменяется Конституция, Гражданский, Жилищный и Кодексы – в тех частях, где эти законы ГАРАНТИРУЮТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ. Сегодня изъять у вас дом можно только по состоянию его аварийности, которая приравнивается к государственным нуждам. После принятия законостряпни от Собянина можно будет изъять решением 2/3 голосов ваших соседей. При этом везде к ним присоседится от имени города Департамент городского имущества, на чьем балансе находятся нежилые помещения и квартиры лиц, перечисленных в первом пункте.
3) Власти сами определяют, как будут считать голоса, и решают, согласны жители на снос или нет. Максимально облегчается задача изобразить, будто все согласны (тот же пункт). Эта норма направлена на легализацию мошеннических уловок, включая ресурс «Активный гражданин».
4) Не учитываются договоры служебного найма, по которым живут тысячи людей. Они окажутся на улице, если власти не решат найти им другое жильё (п. 1 ст. 4).
5) Жильё будет заведомо и априорно неравнозначным. Ведь дело не только в квадратных метрах и числе комнат. Новая квартира может оказаться где угодно в пределах района. Например, до метро будет уже не 5 минут, а все 30, под окнами окажется крупная авто- или ж/д- магистраль. Либо просто: раньше дом утопал в зелени, а теперь киснет в унылом пейзаже многоэтажек…
6) Все нормы про «те же условия» – условные во всех смыслах: при желании их легко обойти (п. 3 ст. 4).
7) Введена лазейка про отказ от улучшения жилищных условий (п. 2 ст. 6).Т.е. тех, кому такое улучшение положено, будут всячески подталкивать к отказу.
Чего в законе нет?
1) адекватного порядка голосования;
2) уведомления всех собственников о том, что их дом собираются снести;
3) информирования при опросе, куда собираются переселять; 4) внятной процедуры определения и выплаты компенсации. Равноценность определяется непонятно в какой момент: ДО публикации сноснОго списка или ПОСЛЕ? Во втором случае мэрские риэлторы вам такую «равноценность» впендюрят, что мало не покажется!
5) публичных слушаний о строительстве новых домов. У тех, под чьими окнами появится «стартовый дом», никаких прав вообще не имеется.
Закон введется в действие одновременно с пока ещё не принятым (!) федеральным законом – в уверенности, что ФЗ будет принят в том виде, какой нужен С. С. Собянину (п. 1 ст. 12 Закона Москвы). Так оно и произойдет, но хоть какие-то приличия должны соблюдаться! Юридический финт, неслыханный не только в мировой, но даже в бесшабашной отечественной практике. Он означает, что не только de facto, но и de jure у нас признается, что парламент – карманный.
Проект «реновации» сначала вконец испортил федеральное законотворчество, а теперь окончательно растлил московское. Сам этот термин уже - анахронизм. В средние века плохие правители занимались порчей монеты, а теперь практикуют порчу законов. Законотворчество в РФ постепенно трансформировалось в законопорчу.
Главная порча касается, конечно, прав собственности. Сама концепция их меняется. Если судьбой вашей квартиры распоряжаются соседи, то это уже не римское право, а первобытно-общинное.
Каково качество закона, таково же оное и гарантий, предоставляемых мэром переселенцам. Как порченая монета, - вроде блестит золотом, а поскребешь, оказывается, - гораздо менее благородный металл.
В общем, какие-то подпорченные получились гарантии от мэра, мягко говоря, с гнильцой.